Вылетели из России

EADS не захотел стать акционером Объединенной авиастроительной корпорации. Европейский концерн продает долю в «Иркуте», не дожидаясь ее обмена на акции ОАК

Уход EADS – плохая новость для «Иркута», отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго: ведь европейский концерн считается стратегическим партнером ОАК. Но Безверхний утверждает, что никакого ущерба корпорации это не нанесет. Впрочем, Шаго допускает, что EADS действительно может впоследствии купить долю в ОАК. Ведь в мировом авиапроме разделение рисков становится практикой.

EADS

Европейский аэрокосмический оборонный концерн. Производит авиалайнеры Airbus (владеет 100% компании), вертолеты, военные самолеты и ракеты, космическую технику. Выручка – 39,1 млрд евро (2007 г.). Чистый убыток – 433 млн евро. Акционеры: правительство Франции и французский концерн Lagardere – 27,53%, Daimler – 22,52%, испанский госхолдинг SEPI – 5,46%, ВЭБ – 5%. Капитализация – 11,21 млрд евро.

Объединенная авиастроительная корпорация

Создана в 2006 г. Владеет 100% акций АХК «Сухой», 86% МАК «Ильюшин», 90,8% ОАО «Туполев», 38,2% НПК «Иркут» и др. Выручка – 27,15 млн руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 121,03 млн руб. Акционеры: государство – 90,9%, бывшие и нынешние менеджеры «Иркута» – 9,1%.

EADS с декабря 2005 г. владеет 10% акций НПК «Иркут». Предполагалось, что этот пакет концерн обменяет на долю в ОАК. Но EADS решил продать 10% «Иркута» ОАК, рассказал «Ведомостям» пресс-секретарь европейской компании Грегор фон Курсель. Концерн уведомил ОАК об этом около двух недель назад, подтвердил «Ведомостям» вице-президент ОАК Валерий Безверхний.

Сделка совершается в рамках обязательной оферты на выкуп акций «Иркута», которую ОАК объявила в марте. Срок оферты истек вчера. Исходя из предложенной цены за бумагу – 22,28 руб., EADS продаст 10% акций за 2,18 млрд руб. Вчера на ММВБ этот пакет стоил 2,2 млрд руб. Много заработать на этой сделке EADS не удалось. 10% «Иркута» он покупал за 1,87 млрд руб. Впрочем, разрывать сотрудничество с «Иркутом» EADS не планирует. Сейчас компании вместе реализуют несколько проектов: «Иркут» выпускает компоненты для самолетов A320, готовится к участию в производственной программе A350, а СП «Иркута» и EADS занимается конвертацией пассажирских самолетов Airbus в грузовые.

Фон Курсель объясняет, что EADS рассматривала альтернативный вариант – обменять акции «Иркута» на долю в ОАК. Но у корпорации нет рыночной стоимости, поэтому справедливый обмен невозможен, добавляет он.

Безверхний признается, что у EADS не было выбора. Он мог оставить себе долю в «Иркуте». Но его влияние на управление компанией серьезно уменьшилось. Ведь EADS покупал долю в «Иркуте» еще до создания ОАК. А теперь все решения принимаются менеджментом корпорации. Безверхний добавляет, что сначала ОАК вместе с офертой собиралась предложить и обмен акций. Но процесс затянули внутренние корпоративные процедуры: в частности, совет директоров должен одобрить стоимость ОАК. По словам Безверхнего, допэмиссия корпорации для обмена на акции «Иркута» будет объявлена не ранее ноября.

Фон Курсель, правда, не исключает, что в будущем EADS все же купит долю в ОАК. Когда и на каких условиях это может произойти, он не сказал.

Европейцы вернутся в случае расширения сотрудничества, полагает Безверхний. Возможны ли между ОАК и EADS новые крупномасштабные проекты, станет ясно в течение года-полутора, добавляет он.