Несовершенная Россия

Судья высшего лондонского суда Кристофер Кларк счел рискованным разбирательство в России иска Михаила Черного к Олегу Дерипаске

UC Rusal

Алюминиевая КОМПАНИЯ. Производство – 4,2 млн т алюминия (2007 г.). Выручка – $14,3 млрд. Акционеры – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,92%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,32%).

Кларк постановил, что иск Михаила Черного (живет в Израиле) к россиянину Олегу Дерипаске может слушаться в Лондоне. Рассмотрение иска на территории России связано с рисками, объясняет решение Кларк (цитата по Bloomberg): «возможностью заказного убийства, ареста по сфабрикованным обвинениям и недостаточно справедливыми судебными разбирательствами».

Черной подал иск к Дерипаске в 2006 г. – он требует компенсации за 20% акций «Русала». По версии Черного, в 2001 г. он передал в траст Дерипаске акции «Русала». В том же году они договорились, что Дерипаска купит их и выплатит $250 млн сразу, а в течение 3–5 лет начнет продажу этого пакета. После чего Черной должен был получить еще некоторую сумму, зависящую от стоимости «Русала», утверждает он. Сумма иска точно не определена, речь идет более чем о $3 млрд, говорили ранее представители Черного.

В мае 2007 г. суд отказался рассматривать иск Черного: Дерипаска – не резидент Британии, дело должно слушаться в России. Черной подал апелляцию – и добился своего.

«Мы удивлены этим решением» и «не согласны с <...> заявлением о неспособности российских судов обеспечить справедливое рассмотрение этого дела», заявил представитель Дерипаски, назвал притязания Черного «недобросовестными» и обещал подать апелляцию. «Роль [Черного] была специфической. Этот человек не имеет отношения к моему бизнесу», – уверял Дерипаска FT в прошлом году.

Комментарии Черного вчера получить не удалось.

Партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков знает, что такие решения, как вынес судья Кларк, редки: чтобы суд взялся за дело, где фигурируют только иностранные граждане и компании, надо доказать, что судебная система в стране, под юрисдикцию которой подпадает дело, не способна вынести справедливое решение или что ответчик – значимая фигура и может влиять на суд.

Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский считает, что юрисдикция британского суда не распространяется на правоотношения, возникшие в России. Присвоение юрисдикции – модная вещь для британского правосудия, говорит он и выражает уверенность, что сегодня (но не вчера) российские судьи «посылают куда подальше» всех, кто пытается оказать на них давление.

Для UC Rusal (создана объединением «Русала», «Суала», активов Glencore) это плохо – она готовится к IPO, говорит аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко, а инвесторы обратят внимание на этот иск.