Машины вместо леса

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в первом полугодии увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 29,5 млн т. Быстрее всего рос оборот контейнерных и рефрижераторных грузов
Е. Кузьмина

По данным администрации порта, за первое полугодие стивидоры перевалили 9,5 млн т контейнеров, что на 15% больше прошлогодних показателей, и 2,2 млн т рефгрузов (на 12% больше, чем в прошлом году). Росли также навалочные грузы – перевалка руды увеличилась на 59% до 609 000 т, минеральных удобрений – на 12% до 3,2 млн т. На 24% до 940 000 т сократилась перевалка угля и кокса. На 20% снизилась перевалка черных металлов, на 13% – металлолома – до 1,8 млн т и 1,1 млн т соответственно.

Экспорт черных металлов сокращается за счет роста внутреннего потребления, полагает директор InfraNews Алексей Безбородов. По словам ведущего специалиста дирекции по внешним и внутренним коммуникациям «Морского порта Санкт-Петербург» Елены Тимофеевой, сокращение переработки черных металлов стивидорными компаниями морпорта связано с переориентацией российского экспортного грузопотока на порты Дальнего Востока. «Возрос спрос со стороны стран Южной и Юго-Восточной Азии, что, в свою очередь, вызвано ограничением экспорта самого крупного в мире продавца черных металлов – Китая», – говорит Тимофеева. Обработка металлолома стивидорами группы ОАО «Морпорт СПб», напротив, выросла на 22%, утверждает она.

Сильнее всего снизилась перевалка леса. Это связано с ожиданием вступления в силу с 1 января 2009 г. заградительных пошлин на вывоз леса, полагает исполнительный директор Конфедерации ЛПК Северо-Запада Денис Соколов. «Портовики заранее готовятся, расчищают и асфальтируют площадки под автомобильные грузы», – говорит Соколов. Третья стивидорная компания (ТСК), которая специализировалась на круглом лесе, поменяла специализацию в пользу более рентабельных грузов, подтверждает Тимофеева. В мае на территории ТСК открыт автомобильный терминал пропускной способностью 80 000 автомобилей в год, добавляет она. К концу года перевалка леса в петербургском порту вообще прекратится, прогнозирует Безбородов.

Оборот контейнеров и рефрижераторных грузов, по его словам, стабильно растет последние 10 лет. Представитель Национальной контейнерной компании, владеющей Первым контейнерным терминалом, Наталья Летнева объясняет это ростом внешнеторгового оборота и прогнозирует, что тенденция сохранится. «Петролеспорт» в первом полугодии 2008 г. перевалил 2,4 млн т контейнерных грузов (на 44% больше, чем годом раньше) и 0,1 млн т рефрижераторных (на 49% больше). «Среди российских дистрибуторов увеличился спрос на импортное мясо, в первую очередь из США», – говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Из-за роста цен на зерно повысились цены на комбикорма, что привело к повышению себестоимости производства мяса примерно на 30%, объясняет он.