Поймал на слове

Михаил Прохоров заманил Владимира Потанина в ловушку. Бизнесмен пытается воспользоваться апрельской офертой «Интерроса» и заставить его купить 16,66% акций «Норникеля» почти на 50% дороже рынка
Прохоров дорого продает акции «Норникеля»/ С.Портер

«Норильский никель»

горно-металлургический холдинг. Выручка – $17,1 млрд (2007 г., МСФО). Чистая прибыль – $5,28 млрд. Владельцы – 25% акций владеет UC Rusal (в ней 57% – у Олега Дерипаски, 14% – у Михаила Прохорова, 18,9% – у акционеров «Суала», 10,3% – у Glencore), президент «Интерроса» Владимир Потанин (29,8%). Капитализация – $39,36 млрд (РТС).

Группа «Онэксим» Михаила Прохорова вчера сообщила, что завершает консолидацию 16,66% акций «Норникеля» и намерена продать этот пакет структурам Владимира Потанина. Сумму сделки «Онэксим» оценивает в $10 млрд ($315 за акцию). В оплату «Онэксим» хочет получить $6,5 млрд и 35,02% акций «Полюс золота». По данным «Онэксима», такую долю в «Полюсе» контролирует Потанин. Столько же, по оценкам источников в «Полюсе», контролирует и Прохоров.

Сообщение грянуло как гром среди ясного неба. Ведь Прохоров в мае продал все свои акции «Норникеля»: 25% – UC Rusal, еще около 4% – Потанину. И цена оферты близка к историческому максимуму цены акций «Норникеля», сейчас этот пакет стоит на 47% меньше, или около $6,8 млрд, а 35,02% акций «Полюс золота» в РТС – $2,8 млрд.

Из сообщения «Онэксима» следует, что такие условия Прохорову предложил сам Потанин. Но несколько знакомых с Прохоровым бизнесменов рассказали, что Потанин сделал такое предложение в апреле – до того как Прохоров закрыл сделку по продаже 25% акций «Норникеля» UC Rusal. Это подтвердил и знакомый Потанина. Оферта безотзывная, Прохоров должен принять решение до 15 сентября, а закрыть сделку (двумя траншами по 8,33% акций) – к 15 ноября, добавил источник в «Онэксиме». Оферта пока не принята, подчеркнул представитель «Онэксима». Представитель «Интерроса» Лариса Зелькова от комментариев отказалась.

Владелец «Интерроса», делая предложение Прохорову, уже вел переговоры с Алишером Усмановым об объединении «Норникеля» с «Металлоинвестом», а в сделке Прохорова с UC Rusal возникли сложности. Потанин хотел этим воспользоваться и предложил Прохорову выкупить 2/3 его личного пакета в «Норникеле» (как раз 16,66%), рассказывали тогда «Ведомостям» источники, близкие к «Норникелю» и обоим его владельцам. Причем источники, близкие к «Металлоинвесту», и из окружения Потанина утверждали, что Прохоров был согласен на такую оферту. Но вместо этого он закрыл-таки сделку с UC Rusal.

Если «Онэксим» успел собрать столь крупный пакет в «Норникеле», то сделал это стремительно. Ведь в конце июня накануне годового собрания акционеров «Онэксим» отвечал на запрос «Норникеля», что акций горно-металлургической компании у него вообще нет, рассказывал менеджер «Норникеля». Так же «Онэксим» ответил и на запрос антимонопольной службы (ФАС), говорил ранее источник в ведомстве. Да и по голосованию на собрании перевес был в сторону Потанина. Откуда акции взялись теперь, гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов объяснить отказался. Теоретически пакет можно было собрать на рынке: в свободном обращении было 25–30% акций (против более чем 40% в 2006 г.), напоминает аналитик ВТБ Александр Пухаев. Один из бизнесменов, знакомых с Прохоровым, уверяет, что он скупил 5–7% акций «Норникеля» на рынке, воспользовавшись падением котировок (в июле акции упали до $200 за 1 шт.). Другой – что в предъявленных к выкупу акциях могут оказаться небольшие пакеты, принадлежащие UC Rusal и его владельцу Олегу Дерипаске. И оба они уверены, что Прохоров договорился с несколькими крупными фондами о том, что те выделят ему акции для продажи Потанину. Представители UC Rusal и Дерипаски это не комментируют.

Все выглядит так, будто Прохоров пытается использовать оферту как рычаг для давления на Потанина в переговорах по разделу других активов и заманивает его в ловушку, ведь, исполнив одну оферту, Потанин вынужден будет и дальше выкупать акции с рынка (см. врез), отмечает аналитик Morgan Stanley Дмитрий Коломыцын. В конце 2007 г., по рассказам инвестбанкиров, Потанин собрал $3–6 млрд в виде кредитов на выкуп акций у бывшего партнера, но располагает ли Потанин этими деньгами сейчас, неясно. Может ли он отказаться от оферты, в «Интерросе» не говорят. Источник, близкий к «Онэксиму», уверяет, что никаких специальных штрафов не предусмотрено, но в случае, если компания Прохорова примет ее, а Потанин откажется ее исполнять, у «Онэксима» появится возможность потребовать упущенную выгоду через суд.