«Иж» не продается

Вазовские «четверки» и «Ижи» все меньше пользуются спросом у россиян, что вынуждает «Ижавто» постепенно снижать их выпуск. В результате общий объем производства завода за полгода снизился почти на 27%

ОАО «Ижавто»

автозавод. Мощность – 220 000 автомобилей в год. Выручка – 23,06 млрд руб. (2007 г., РСБУ, данные «Сок»). Чистая прибыль – 298 млн руб. Основной акционер – группа «Сок» (около 98%, данные «Сок»).

За первые шесть месяцев этого года «Ижавто» (входит в самарскую группу «Сок») выпустил 32 987 автомобилей. Это на 26,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года, сообщил «АСМ-холдинг». Основу модельного ряда составляют автомобили Kia – на них приходится 61,5% от общего производства. Kia Spectra была выпущена в количестве 16 245 автомобилей (ниже прошлогоднего показателя на 23,7%). Внедорожник Kia Sorento, который в отчетный период начал выпускаться методом крупноузловой сборки, – 4015 автомобилей (рост – 62%). Выпуск Lada 2104 и Иж-27175 снизился до 11 513 и 3212 штук соответственно (на 13,8% и 41,8% меньше, чем за первое полугодие 2007 г.).

Снижение производства Kia Spectra связано с подготовкой к переходу на полномасштабное производство Kia Sorento, говорит начальник управления по связям с общественностью группы «Сок» Дмитрий Румянцев: «В течение двух месяцев производство Spectra из-за перепрофилирования завода периодически останавливалось». Крупноузловая сборка Kia Sorento началась 21 марта 2007 г., а 24 июля 2008 г. было запущено полномасштабное производство. Мощность новой линии – 10 000 автомобилей в год. В декабре 2007 г. с производства была снята Kia Rio (в первом полугодии 2007 г. было произведено 2405 автомобилей этой марки, всего за 2007 г. – 7070), вместо этой модели в 2008 г. планируется произвести около 4000 Kia Cerato.

Снижение производства автомобилей «Иж» и Lada 2104 Румянцев объяснил падением спроса на эти модели. «Это товар низшей ценовой категории – мы корректируем планы по выпуску этих машин, ориентируясь на спрос», – сказал он. По данным заместителя гендиректора агентства «Автостат» Сергея Удалова, за полгода «Ижей» и «четверок» было продано меньше, чем произведено: 2378 и 11 294 соответственно. По данным «АСМ-холдинга», в первом полугодии 2008 г. дилерам отгружено в два раза меньше автомобилей «Иж» (2004), а Lada 2104 – на 17,8% меньше (8660).

А Kia за счет запасов у дилеров продали больше, чем произвели: Spectra – 20 589, Sorento – 4309, говорит Удалов. План производства и продаж на 2008 г. – 71 000 автомобилей, говорит Румянцев. По данным отчетности «Ижавто» за 2007 г., в прошлом году завод сократил производство Иж-27175 на 39,6%, а Lada 2104 – на 23,2%. В этом году производство «Ижей» снизится еще на 2,8% до 7200, а Lada – увеличится на 4,1% до 22 800 штук.

Постепенное снижение производства позволит безболезненно вывести с рынка модель «Иж» после продажи завода «АвтоВАЗу», а производство «четверок» свести к нужному для «АвтоВАЗа» минимуму, полагает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак.

Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Борис Алешин заявил на прошлой неделе, что сделка по покупке «АвтоВАЗом» «Ижавто» будет закрыта уже в сентябре. По его словам, сейчас обсуждается цена «Ижавто». Под контролем «АвтоВАЗа» ижевский автозавод будет выпускать автомобили Lada, Renault и Nissan, добавил Алешин, не уточнив конкретные модели этих производителей и объемы выпуска. По оценке Пака, рыночная стоимость «Ижавто» составляет около $600 млн.

Но отказываться от проекта Kia «Сок» не намерена. Сборка Kia в случае продажи автозавода может быть перенесена на самарский завод «Рослада» (Сызрань), принадлежащий группе «Сок», ранее говорил генеральный директор «Ижавто» Михаил Добындо. На площадке «Рослады» можно наладить производство 60 000–70 000 автомобилей в год, уверен Добындо.