Ценности: Вечная декларация


Где мы теперь и куда направляемся? Речь не о России по отношению к Западу, к Востоку, к странам-соседям и региональным организациям. Речь о России по отношению к России.

Россия еще раз доказала миру, что готова действовать независимо. Если взглянуть на нашу историю из далекой перспективы, то видно, насколько это не в первый раз. Вечен спор с Западом о том, что Россия может, а чего не может, о том, что мы считаем нашим пространством, а что думают по этому поводу (в разное время) Франция, Англия, Австрия, Пруссия, Германия, США. В продолжение этого спора, перемежавшегося войнами, у России почти всегда была, что называется, «плохая пресса».

В свое время Николай Данилевский (чья книга «Россия и Европа» уже больше ста лет обладает какой-то сверхъестественной актуальностью, которую все никак не потеряет, а уже сил нет), перебрав по очереди все рациональные причины нелюбви Европы к России, пришел к выводу, что это что-то врожденное. Европа видит в нас чужих. «Европа понимает, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить... – пишет Данилевский. – Которое имеет и силу, и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью». Не нравился раздел Польши, не нравились порывы защитить всех христиан, объединить всех славян, закрепиться на черноморских проливах, совершить социальную революцию, распространить коммунистическую веру на полмира, построить ГУЛАГ, освоить космос, пользоваться энергоресурсами к своей, не только экономической, выгоде.

Но, может быть, важнее определить, что из всего этого нужно и что не нужно самой России, а не Западу? И уже остановить вечную декларацию независимости и перестать доказывать что-то Западу, ради того чтобы доказывать? Ведь можно ориентироваться и на собственные стратегические цели, особенно если они есть.

Иначе получается такая зависимость. Необходимость развиваться экономически связывается с идеей догнать Запад. Отношения портятся, внутреннее развитие стопорится. Зачем теперь догонять, зачем инвестиционный климат и законность? «Запад потому и развил законность, что чувствовал в себе недостаток правды», – считал славянофил Константин Аксаков. Не нужен нам Запад, не нужна и законность. Но, может быть, уже перестать так рассуждать? Внутренние проблемы, требующие серьезной и многолетней работы, остались ровно там, где они были 6 августа (см. статью Натальи Зубаревич на этой странице). И они не должны стать менее приоритетными из-за того, что на Западе имеется недостаток правды.

Если Россия и должна что-то доказывать, то себе самой, а еще точнее – собственному активному работающему населению. Активному населению важно было бы сейчас услышать от политических лидеров, что Россия всерьез готова заниматься экономической модернизацией. Если это так, то это стоило бы объявить. Потому что пока радуются только те, для кого «реванш» – это идти бить морду соседу. Почему строить сильную экономику – не реванш?