Переоценка через суд

Миноритарные акционеры «Петролеспорта» оспаривают в арбитраже решение основного акционера – группы «Н-транс» – о принудительном выкупе акций стивидора
Е.Кузьмина

Виктор Коноваленко и Черил Энн Сигсби, которым принадлежит несколько акций «Петролеспорта», на этой неделе подали иск к Transportation Investments Holding в Арбитражный суд Москвы. Они требуют признать незаконным предложение об обязательном выкупе акций у миноритариев «Петролеспорта», рассказал Коноваленко. Точное количество акций он не называет.

Ради денег. Игорь Гущев

партнер «Дювернуа лигал». «Цель подобных исков – вынудить покупателя бумаг доплатить премию к уже установленной цене»

«Петролеспорт»

Стивидорная компания. Работает в порту Петербурга, второй по мощности контейнерный терминал. За 1-е полугодие 2008 г. перевалил 3,9 млн т грузов, в том числе 250 000 TEU. Владельцы: Transportation Investments Holding (входит в группу «Н-транс») – 96,4%. Выручка – 2,4 млрд руб. (1-е полугодие 2008 г.). Прибыль – 1,2 млрд руб.

Истцы недовольны тем, что при объявлении обязательного выкупа Transportation Investments не провела оценку рыночной стоимости акций, а воспользовалась ценой, по которой выкупала акции у миноритариев раньше – в ходе исполнения оферты о выкупе, говорит Коноваленко.

Похожий иск к «Петролеспорту» Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял 5 сентября.

Входящая в «Н-транс» Transportation Investments к апрелю собрала 84% акций «Петролеспорта» и предложила остальным акционерам продать ей бумаги номиналом 10 руб. по 1936 руб. ($75). В начале августа, консолидировав 96% петербургского стивидора, Transportation Investments инициировала процедуру обязательного выкупа бумаг мелких акционеров по той же самой цене. Коноваленко и Сигсби еще в апреле называли эту цену заниженной.

Решение об обязательном выкупе акций принято на законных основаниях, утверждает пресс-секретарь «Н-транса» Анна Вострухова. По ее словам, оценку рыночной стоимости акций проводил весной независимый оценщик ФБК, повторной оценки не требуется.

В пресс-службе ФБК отказались от комментариев.

В апреле «Антанта пиоглобал» в своем отчете называла справедливую цену акций стивидора в $237 за штуку, при том что тогда они торговались по $135. Последние сделки с акциями компании в РТС прошли в июле по цене $110 за штуку.

Transportation Investments предложила миноритариям адекватную цену, считает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Исходя из этой цены, весь «Петролеспорт» «Н-транс» оценила в $400 млн, что соответствует его реальной стоимости, полагает эксперт.

Иски миноритариев, скорее всего, заведомо проигрышные, считает юрист «Дювернуа лигал» Игорь Гущев. Согласно статье 84 закона об акционерных обществах компании не обязательно проводить повторную оценку акций при принятии решения о принудительном выкупе, если до этого они были оценены в рамках процедуры выставления оферты. Достаточно предложить цену не менее той, что была установлена при оферте, говорит юрист. По его словам, компании очень часто сталкиваются с недовольством мелких акционеров при принудительном выкупе и вынуждены судиться с миноритариями. Цель подобных исков – вынудить покупателя бумаг доплатить премию к уже установленной цене, рассказывает Гущев.

В июне этого года «Н-транс» объявила о планах по консолидации своих портовых активов в новую компанию GlobalPorts. В нее должны войти «Петролеспорт», Восточная стивидорная компания, а также 50%-ные доли в «Моби Дике», строящемся сухопутном терминале в Янино (Ленинградская область) и в контейнерных терминалах в Муссало и Вестерн-Харбор (Финляндия). Руководство «Н-транс» не исключало, что после консолидации активов акции GlobalPorts могут быть выведены на биржу.

Суд никак не повлияет на планы «Н-транса» по консолидации портов, ведь у нее и так 96% «Петролеспорта», считает Безбородов.