Не до доходов

Почти за два года действия закона о фондах целевого капитала вузов – эндаументах – их создано всего около 20. Пока главная задача российских вузов – поиск благотворителей, которые эти фонды наполнят. Думать, как инвестировать пожертвованное, – задача будущего

У Сибирского федерального университета мощный попечительский совет: в его составе и руководитель «Росатома», и министр образования и науки, и представители бизнеса, среди которых Олег Дерипаска. А возглавляет этот совет президент Дмитрий Медведев. Когда в апреле он выразил недовольство темпами пополнения фонда целевого капитала вуза, казалось, деньги должны были просто посыпаться в эндаумент. Однако до сих пор фонд не набрал даже необходимого по закону для функционирования минимума – 3 млн руб. (по данным университета, объем средств его фонда составляет 1,1 млн руб.).

В эндаументе ВШМ СПбГУ, входящей в нацпроект «Образование», – около 70 млн руб. Основные пожертвования сделаны компаниями – членами попечительского совета: АФК «Система», Сбербанком, ВТБ, а также выпускниками школы, которые в этом году решили внести 15 млн руб. Попечители бизнес-школы «Сколково», которая также входит в нацпроект, внесли 75 млн руб.

По словам проректора по экономике и финансам Сибирского федерального университета Павла Вчерашнего, даже после призыва Медведева крупное пожертвование в фонд сделал лишь один предприниматель. «Крупные российские компании, для которых мы готовим специалистов и рассчитываем на их помощь, – US Rusal, «Норильский никель», «Роснефть» и др. – пока не откликнулись», – говорит проректор.

Богатые и щедрые

Несмотря на то что закон о фондах целевого капитала для некоммерческих организаций действует с января 2007 г., немногие российские вузы приступили к созданию эндаументов, доходы от управления средствами которых являются традиционной статьей в бюджетах западных университетов. По данным некоммерческой организации «CAF Россия», за полтора года появилось около 20 эндаументов. Главной задачей созданных фондов сейчас является не эффективное управление средствами, а накопление денег за счет взносов благотворителей до объема, который может принести ощутимый доход.

Лучше всего со сбором средств дела обстоят у вузов, выпускники которых сегодня входят в списки самых богатых бизнесменов. Целевой фонд МГИМО, зарегистрированный в августе 2007 г., собрал почти 350 млн руб., причем большую часть дали три выпускника МГИМО – Владимир Потанин, Алишер Усманов и Фаттах Шодиев – по 125 млн руб. Ставку на выпускников из «золотой сотни» Forbes делает и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, который в этом году также озаботился созданием эндаумента.

Чуть больше $1 млн сейчас в фонде Европейского университета в Санкт-Петербурге, причем большую часть внес «КИТ финанс», дочерняя компания которого выиграла конкурс на управление средствами. В планах вуза – довести объем фонда до $15 млн к концу 2009 г., а идеальный объем средств, доход от управления которыми мог бы покрывать 75% расходов вуза на научную и образовательную деятельность, руководство университета оценивает в $50 млн. «Мы занимаемся системным фандрайзингом с момента основания университета в 1994 г.», – говорит финансовый директор Европейского университета Светлана Лаврова. Стратегия привлечения средств в эндаумент, по предположениям Лавровой, схожа со стратегией фандрайзинга на текущую деятельность, однако у нее есть и своя специфика: «Для эндаумента необходимы крупные пожертвования, которые даст лишь тот, кто хорошо знаком с организацией, доверяет ей и видит, что переданные средства расходуются эффективно и по назначению. Поэтому многие компании сначала решают профинансировать текущую деятельность, чтобы посмотреть, как выделенные деньги будут тратиться».

Вкладывать некуда

По мнению директора по правовым вопросам «CAF Россия» Юлии Чекмаревой, эндаументы в России все еще новое и достаточно проблемное дело, поэтому мало кто готов активно вкладываться в их развитие – от самих вузов до управляющих компаний. «С нынешним перечнем активов, в которые разрешено инвестировать средства эндаументов, велика вероятность, что всю прибыль просто съест инфляция, – объясняет Чекмарева. – Выходит, пока это не перспективное направление и для вуза, и для управляющей компании, которая зарабатывает на процентах от прибыли, и для потенциального благотворителя, который не захочет вкладывать деньги в очевидно бесполезный проект».

Начальник отдела по работе с институциональными инвесторами «ВТБ управление активами» (участвует в управлении эндаументом «Сколково») Александр Борисов настроен более оптимистично: «Объемы передаваемых фондами средств пока небольшие, но это длинные деньги. Ежегодно средства фонда будут расти как за счет пожертвований, так и за счет прибыли, сгенерированной управляющей компанией. Конечно, инфляция обесценивает доходы, но управляющая компания на то и нужна, чтобы справляться с этой проблемой».

Минэкономразвития собирается помочь УК и вузам, готовя поправки к закону об эндаументах, среди которых расширение перечня имущества, из которого может формироваться фонд (пока это только деньги, но планируется добавить землю, здания), а также перечня активов, в которые можно вкладывать средства фондов. Тогда дело останется за кропотливым трудом специалистов по фандрайзингу, которых сегодня в вузах практически нет.

Искать некому

Кристофер Редо, исполнительный директор департамента по связям с выпускниками INSEAD, ссылается на исследование The Chronicle of Education, обнаружившее прямую связь между размером фонда и количеством персонала, задействованного в этой работе. Представитель Оксфорда Клэр Вудсток не отрицает этой зависимости. Оксфорд обладает одним из крупнейших эндаументов в Европе, а фандрайзингом занимается 125 человек, говорит Вудсток. Деятельность этих специалистов сводится к ежедневной работе с клиентами – реальными и потенциальными донорами, организации мероприятий для них, разработке интересных предложений для их компаний и т. д.

В российских вузах фандрайзинг пока задача высшего руководства, определенную роль играют ассоциации выпускников, отделы маркетинга и продаж, отмечает декан ВШМ Валерий Катькало. «Российский опыт пока ограничен – во многом из-за отсутствия у вузов собственных стратегий развития, неразвитости связей с бизнесом, слабой работой с выпускниками и проч., т. е. нет системного подхода к взаимодействию с внешней средой у самих вузов», – считает Катькало.

С этим мнением согласна и Лаврова. Побывав на многих конференциях по развитию эндаументов, она отметила: у большинства руководителей государственных вузов нет достаточных знаний в этой сфере, а главное – желания заниматься фондами. «Как сказал один ректор, он не понимает, зачем класть свою жизнь на создание эндаумента, если плоды успеха будет пожинать следующий руководитель, – рассказывает Лаврова. – Фонд может появиться, если руководство вуза работает не на пятилетнюю, а на 50-летнюю перспективу развития вуза».

В любом случае нашим вузам пока рано рассчитывать на эндаумент, считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. «Чтобы эндаумент оказывал ощутимое влияние, доход от его использования должен составлять 10–20% от размера. В нашем случае это минимум $15 млн, а эндаумент – не меньше $300 млн. Но я не ожидаю, что такого рода деньги в обозримом – пятилетнем, скажем, – периоде могут быть пожертвованы добровольно. Мне кажется, что эндаументы все-таки надо формировать не как реальный источник переворота в нашем образовании, а как воспитательную меру по отношению к отечественным корпорациям. Только сверху это дело стимулировать не надо, а то мотивацию у бизнеса совсем деформируем».