Парад корректности

В коротком списке «Русского Букера» представлены все типы литературных меньшинств

С социально-демографической точки зрения шорт-лист премии «Русский Букер» кажется просто безупречным. Женщины и мужчины, маститые авторы и новые имена, провинциалы и жители столиц представлены в нем в идеальной пропорции. Такой же просвещенный демократизм и в том, что касается стилей и жанров. Глубокий и сложный философский роман Владимира Шарова («Будьте как дети») уравновешивает разудалая, рассчитанная на массовый вкус фантасмагория Германа Садулаева («Таблетка»). Мрачной и прямолинейной антиутопии Ильи Бояшова («Армада») противопоставлена витиеватая и манерная волшебная сказка в исполнении Елены Некрасовой («Щукинск и города»). Жестко заточенной автобиографичной женской прозе от Галины Щекиной («Графоманка») – мягкотелый «соцреалистический сюрреализм» Михаила Елизарова («Библиотекарь»).

Со времен позапрошлогоднего скандала, учиненного на финальной церемонии тогдашним председателем жюри Василием Аксеновым, магистральной стратегией «Русского Букера» стал отказ от любых двусмысленных и спорных ситуаций. В строгом соответствии с этим правилом все члены жюри демонстрировали полное единодушие и гармонию, а состав участников шорт-листа не оставляет даже тени сомнения в беспристрастности и либеральности судей.

Однако каким бы достойным и оправданным ни был этот политкорректный подход, его результатом стал довольно странный шорт-лист, слабо соответствующий объективной расстановке сил в современной прозе. Отчасти эти соображения опроверг член жюри прозаик Леонид Юзефович, отметивший, что многие достойные произведения просто не были номинированы на премию и, следовательно, оказались вне зоны внимания жюри. И тем не менее многие бесспорные претенденты на букеровское золото из числа авторов, все же вошедших в лонг-лист, тоже оказались исключены из премиальной гонки: в первую очередь удивляет отсутствие в числе финалистов «Цены отсечения» Александра Архангельского и пронзительного «Спать и верить» Андрея Тургенева. Впрочем, блеклость и маргинальность – именно та цена, которую, увы, чаще всего приходится платить за торжество объективизма и корректности. И нынешний «Букер» лишнее тому подтверждение.