Растить эффективность

Компания, которая истратит на персонал слишком много, окажется в крайне тяжелом положении в условиях кризиса

«Прибыль на одного сотрудника Альфа-банка в 2006 г. была $16 911, а в 2007 г. – $20 143, т. е. выросла на 19%. В то же время темпы роста расходов на персонал за этот период составили 17%», – отмечает Андрей Шибанов, директор по персоналу Альфа-банка.

Несмотря на рост выручки (а он составил для разных отраслей от 20% до 55%), доля затрат на персонал в прошлом году продолжала расти, причем самый высокий уровень затрат в сравнении с выручкой компаний – в банковском секторе (24,7%), а самый низкий – в производственном секторе (10,8%), FMCG (7,6%) и страховании (7,7%) – таков основной вывод исследования эффективности персонала, которое провела консалтинговая компания AXES Management на основе опроса 87 крупнейших российских и зарубежных компаний (15% – совместный капитал, 66% – российский, остальные зарубежные), работающих в России.

Тратят, но меньше

«За последние годы затраты на персонал в России неуклонно растут», – констатирует Сергей Львов, гендиректор AXES Management. Но, по его словам, различия HR-затрат в разных отраслях в России в целом сопоставимы с западными, а иногда эти показатели даже ниже, чем в развитых странах. Он приводит в пример отчет Human Capital Management, согласно которому в американских производственных компаниях затраты на персонал составляют около 25% от выручки, а в финансовых – 43%.

В утешение российским компаниям можно привести проведенное в этом году PricewaterhouseCoopers (PwC) исследование эффективности системы управления персоналом (HR Benchmarking Survey 2007), согласно которому на каждый $1, инвестированный западными компаниями в российский персонал в виде вознаграждения, в прошлом году компании получили $2,3 прибыли. Показатель этот в два раза превышает аналогичный показатель в Западной Европе, где соотношение – 1,16.

По данным AXES Management, главной статьей расходов на персонал остается (независимо от отрасли) фонд оплаты труда, который превышает 90% от всех HR-затрат. Далее по значимости идет соцпакет (от 1,7% в розничной торговле до 2,6% на производстве), менее 1% приходится на обучение, столько же на подбор персонала и на корпоративные мероприятия.

«Оценка эффективности затрат на персонал всегда задача не из легких, – размышляет Марк Розин, президент «Экопси консалтинг». – Я бы предпочел, к примеру, сравнивать не выручку, а прибыль или маржу с прямыми затратами на персонал. Однако трудно не согласиться с тем, что доля расходов на персонал в банковском секторе выше, чем, скажем, в секторе производственном. Ведь большая часть (50–70%) расходов на производстве идет на закупку сырья, в то время как затраты на деятельность финансовых компаний в большей степени зависят от зарплат самих сотрудников».

«В 2007 г. общие затраты на персонал в ОАО «Северсталь» составили $1,89 млрд (включая расходы на оплату труда, медицинское страхование, обучение и прочие расходы), – говорит Евгения Ставрова, корпоративный менеджер по компенсациям и льготам «Северстали». – Как отдельный HR-показатель прибыль на человека мы не подсчитываем, но если ориентироваться на финансовую отчетность за 2007 г. (чистая прибыль – $1,94 млрд) и данные по средней численности персонала за 2007 г. (96 000 человек), то эта цифра составит около $20 200 в месяц. При этом показатель EBITDA per employee неуклонно повышался благодаря благоприятной конъюнктуре рынка и росту производительности труда».

В условиях кризиса

«Внутри отраслей эффективность использования персонала сильно отличается, – замечает Львов. – К примеру, среди крупнейших банков показатели по затратам на персонал отличаются порой в 4 раза». По его мнению, банк, который тратит на персонал 38,8% (максимальный показатель, по данным опроса) выручки, окажется в крайне тяжелом положении в условиях кризиса. Увольнения будут неизбежны. А банк с минимальными затратами может выйти из кризиса без потерь.

По мнению Розина, затраты на сотрудников увеличиваются прежде всего благодаря росту зарплат в условиях дефицита кадров. Он не исключает, что замораживание зарплат в сегодняшней ситуации отчасти сможет повысить эффективность персонала. Но сокращения явно пойдут не на пользу бизнесу хотя бы потому, что сегодня никто не станет сокращать сотрудников пропорционально сокращению производства (в надежде на дальнейший рост).

«Урезания расходов в кризисной ситуации я бы разделил на три категории: борьбу с излишествами, чувствительное, но неизбежное затягивание поясов и драконовские меры», – комментирует Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы ФБК. К борьбе с излишествами и роскошью он относит сокращение расходов на корпоративные праздники. Сотрудники с пониманием отнесутся к тому, что в период кризиса праздник пройдет скромнее.

Затягивание поясов подразумевает, на его взгляд, уменьшение премий и бонусов – мера болезненная, однако все понимают, что премию выплачивают в зависимости от итогов работы компании. А в кризис и итоги не слишком утешительны. Ну а драконовские меры – это, конечно, уменьшение самой зарплаты и, как ни странно звучит, – затрат на обучение. Потому что всем понятно: кризис кризисом, а без квалифицированного персонала ни одна компания не выживет.

Руслан Ильясов, HR-директор «Эльдорадо», говорит, что эффективность вложений в персонал в его компании будет повышаться за счет правильного и тщательного отбора персонала (разработаны модели компетенций для руководителей и продавцов), качественных программ адаптации новых сотрудников и планов обучения, а также за счет оценки деятельности на уровне от продавца и выше и мотивации, привязанной к прибыли.