Приехали

Финансовый кризис дошел до автопрома. Продажи российских производителей падают, конвейеры работают с перебоями, а давно готовившиеся сделки могут быть отложены или сорваны
Д. Гришкин

Российские автопроизводители в этом году уже не смогут выпустить столько машин, сколько обещали. Вчера группа ГАЗ сообщила, что приостановила работу конвейера по производству «Газели» с 6 по 10 октября, а рабочие отправлены в отпуск с сохранением двух третей зарплаты. В условиях кризиса ликвидности ГАЗ приступил к гибкому планированию объемов производства в соответствии со спросом, говорит представитель группы Елена Матвеева. Это нужно, чтобы снизить долги компании под оборотные средства, объясняет она. В октябре планируется сократить объем производства на 2000 машин (на 13%). ГАЗ надеется, что из-за кризиса спрос сместится в сторону недорогих автомобилей, которые он выпускает, и компания сможет наверстать объемы продаж.

Следом о планах сократить производство заявил «Камаз», который не первый год работает на пределе своих возможностей и продал в прошлом году 52 648 грузовиков. Завод почувствовал кризис сразу: неделю-две назад менеджеры «Камаза» рассказывали знакомым бизнесменам, что спрос на «Камазы», использующиеся в строительном секторе, стал резко падать. Вчера представитель «Камаза» сообщил, что на заводе принята антикризисная программа, которая предполагает переход на четырехдневную рабочую неделю. Он не исключил также, что минимизация расходов потребует сокращения до 10% персонала завода. А источник, близкий к руководству «Камаза», говорит о 20%-ном сокращении производственной программы на 2008 г.

С перебоями работает и «АвтоВАЗа», рассказал один из его поставщиков: на прошлой неделе конвейер останавливался два раза из-за несвоевременной поставки комплектующих. Представитель автозавода это не подтвердил.

Но у тольяттинского автогиганта проблемы со сбытом: на его складах и у дилеров скопилось 96 000 автомобилей, рассказал «Ведомостям» один из руководителей «АвтоВАЗа». Обычный уровень – 60 000–70 000. Два московских дилера сообщили, что сейчас они продают примерно на 30% меньше Lada, чем в начале октября прошлого года, а региональный дилер пожаловался на 20%-ное снижение спроса. «Мы понимаем, что дальнейшая рыночная ситуация может развиваться по нескольким сценариям, но решений о сокращении производственной программы мы не принимали», – говорит представитель автозавода. Комментировать остановки конвейера и рост складских запасов он отказался.

«АвтоВАЗ» тоже ждет сокращение планов производства, уверена аналитик ВТБ Елена Сахнова. А аналитик ИК «Метрополь» Михаил Пак отмечает, что «АвтоВАЗ» может еще оказаться в выгодном положении: покупатели, которым банк откажет в кредите на иномарку, купят Lada.

По прогнозу Пака, «АвтоВАЗ» в этом году сохранит выручку на уровне 2007 г. (187,545 млрд руб.). А вот выручка «Камаза» снизится на 15–20% и завод получит всего 95 млрд руб. вместо запланированных 128 млрд руб., говорит эксперт. При этом выручка ГАЗа, если он пойдет на дальнейшее сокращение производства, снизится на 10–15%, рассуждает Пак из ИК «Метрополь».

Сделки под вопросом

Из-за кризиса могут быть отложены запланированные крупные сделки, из-за того что партнеры не успели закрыть их до обвала рынков, констатирует Сахнова из ВТБ. Daimler, планировавшая купить 42% акций «Камаза», ведет переговоры о снижении суммы сделки, которая обозначалась в меморандуме о намерениях, рассказывали ранее «Ведомостям» источники, близкие к акционерам российского концерна. Сделка может и вовсе не состояться, утверждает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к «Камазу».

Несколько источников, близких к «АвтоВАЗу», рассказали, что на последнем совете директоров в Париже сумма сделки по покупке «Ижавто» так и не была утверждена, хотя совет принял решение, что покупка завода была бы обоснованна. По итогам due diligence сумма сделки была определена в $350 млн, рассказали они, но с учетом кризиса ее имеет смысл пересмотреть, считает один из собеседников «Ведомостей», а другой говорит, что «АвтоВАЗ» хотел бы уговорить Renault на участие в сделке, ведь на «Ижавто» могут собираться не только Lada, но и Renault. Но вице-президент Renault Кристиан Эстеф несколько дней назад заверял «Ведомости», что говорить об инвестициях Renault в «Ижавто» рано. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался. Представитель группы «Сок» сообщает, что его компания готовится к продаже. По его данным, cогласованная ранее сумма сделки не меняется.