На салоне – без перемен

Юбилейный 25-й Российский антикварный салон в Центральном доме художника открылся спокойно, на большие продажи никто не рассчитывает, но и цены не опускает
С. Николаев

Василий Бычков, директор компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» – бессменного организатора антикварных салонов, во время вернисажа выразительно размахивал руками, изображая линии падения рынка ценных бумаг и рынка произведений искусства. Если акции обесцениваются стремительно, то цены на произведения искусства во время кризиса спускаются плавно. Ну продали вчера на торгах Sotheby’s «Черепа» Уорхола ниже эстимейта, однако все равно за цену, пять лет назад непредставимую.

Бешеный рост цен на мировом и российском арт-рынке уже давно вызывал недоумение и смущал знатоков, достойных предложений, способных удовлетворить ажиотажный спрос на искусство – старое и новое, – просто не хватало. На нынешнем салоне видно, как хорошо антиквары с этой ситуацией справились – разыскали произведения забытых, но хороших художников, вернули их на рынок и воскресили в культурной памяти. Вот Баранов-Россине, до антикварного бума прочно забытый, теперь почитается как классик. Так что открытия продолжаются.

Галерея «Элизиум» выставила на первый план «Мальчика и дискобола» Виктора Барта – художника, широкой публике и рынку не известного (был участником «Бубнового валета»), рядом с ним висит «Сирена» Шагала по стандартной цене $800 000. Барт стоит меньше, хотя рядом с Шагалом не тушуется. Но, что бы ни случилось с рынком, Шагал все равно не будет дешев, а вот о Барте, возможно, на некоторое время забудут.

Судя по ценникам (а некоторые участники салона решительно повесили у картин ценники; так и пишут, как галерея «Акварель»: Сюрваж Леопольд «Город» 4 860 000 руб.), кризис антикваров пока не волнует. Как выставляла галерея Shatz’i на весеннем салоне «Васильки» Ларионова за $500 000, так они и сейчас столько же стоят. На прямые вопросы о будущем рынка все галеристы отвечают, что все хорошо, особенно если вопросы задают журналисты.

Единственное, косвенное, подтверждение тому, что мы живем во время кризиса, – отсутствие на открытии салона особо нарядной публики. Правда, антиквары и важные коллекционеры встречались накануне на закрытом виайпи-вернисаже, но такие превью для избранных и раньше устраивались, что не мешало присутствию на официальном открытии большого количества уверенных в себе мужчин.

Зато в тех местах, где салон становится похож на комиссионку, где торгуют советским фарфором и ювелиркой до 100 000 руб., там, как всегда, оживленно. Еще, думаю, антиквары очень надеются, что кризис поможет им остаться на обжитом месте и «Апельсин» на месте ЦДХ не будет построен.