Женщины против кризиса

Газета The Wall Street Journal опубликовала пятый ежегодный рейтинг женщин, входящих в мировую деловую элиту. В числе бизнес-лидеров – гендиректор «Базового элемента» Гульжан Молдажанова
Д. Гришкин

В рейтинг Women to Watch включаются 50 женщин, добившихся наибольшего успеха и способных в предстоящем году оказать значительное влияние на бизнес, определить пути развития отраслей экономики. Корреспонденты и редакторы бюро WSJ по всему миру отбирают кандидатов, из которых ведущие корреспонденты и редактора составляют итоговый список. Европейское издание газеты дополняет глобальный рейтинг списком из 10 бизнес-леди, играющих заметную роль в деловой среде Европы (в этом году регион расширен до традиционного в корпоративном мире понятия EMEA – Европа, Ближний Восток и Африка).

Молдажанова (23-е место) стала первой россиянкой, включенной в глобальный рейтинг WSJ. Ранее она дважды попадала в список 10 женщин – бизнес-лидеров Европы. «Следующий год станет проверкой способности Молдажановой управлять в условиях кризиса, – пишет WSJ. – Перед ней стоит устрашающая задача – в финансовый кризис защитить активы миллиардера Олега Дерипаски <...> рефинансировав долги на миллиарды долларов и усовершенствовав работу подразделений». У Молдажановой есть преимущество, отмечает WSJ: она знает бизнес вдоль и поперек. В 1994 г. она пришла к Дерипаске секретарем с зарплатой в $200, а в 2005 г. стала гендиректором «Базэла». «Люди, встречавшиеся с ней, говорят, что она непроницаема, саркастична и может быть вспыльчивой», – добавляет WSJ.

Молдажанова не стала комментировать «Ведомостям» свое вхождение в рейтинг.

Серьезное влияние на экономику и деловую среду оказывают не только руководители компаний. Женщины занимают высокие посты в правительствах и регулирующих органах, возглавляют благотворительные организации. Ху Сяолянь (4-е место) управляет валютными резервами Китая, которые уже почти достигли $2 трлн; от нее зависят судьбы мировых валют и цены гособлигаций стран, в которые эти резервы вложены. Мелинда Гейтс (30-е) возглавляет крупнейший в мире благотворительный фонд, а Саидех Годс – одну из крупнейших неправительственных организаций Ирана, с 1991 г. помогающую лечить детей от рака. Сейчас Годс пытается получить от минфина США разрешение на получение пожертвований из США, несмотря на то, что из-за санкций финансирование иранских организаций запрещено.

О том, какой вклад в развитие экономики и общества вносят такие женщины, свидетельствует 1-е место председателя Федеральной корпорации страхования депозитов США (FDIC) Шейлы Бэйр. Мировой кризис вывел на передний план финансовых чиновников – людей, которым приходится оперировать миллиардами долларов и принимать нестандартные решения, чтобы спасти банковскую систему. В очаге кризиса – США – одним из таких людей оказалась Бэйр.

Когда в июле рухнул банк IndyMac (его банкротство с активами $32 млрд стало третьим по размеру в истории США), Бэйр предприняла титанические усилия, чтобы подавить панику среди вкладчиков, которая могла привести к выводу денег из банков по всей стране. По ее указанию сотрудники FDIC под палящим калифорнийским солнцем разносили воду клиентам IndyMac, выстроившимся в длинные очереди у отделений банка, и отвечали на бесчисленные вопросы о гарантиях по вкладам. Бэйр также пообещала остановить процесс выселения из своих домов заемщиков, оказавшихся не в состоянии расплачиваться по кредитам, взятым в IndyMac.

Она стала одним из главных поборников идеи пересмотреть условия по выданным ипотечным кредитам для проблемных заемщиков. Политики никогда не должны забывать о милосердии, говорит Бэйр: «Вот, говорят, нужно наказать всех этих людей за то, что они взяли ипотечный кредит, который не могли обслуживать. Зачем? Кому это поможет? Это приведет лишь к появлению на рынке новых пустых домов».

Конгрессмены-демократы (Бэйр – республиканка) даже попросили Джорджа Буша поставить ее во главе единой федеральной программы по предотвращению выселения заемщиков за неуплату по ипотеке. «Она может оказаться единственным руководителем ведомства, который выйдет из этого кризиса с улучшенной репутацией», – говорит Кэмден Файн, гендиректор организации Independent Community Bankers of America.

Больше всего в рейтинге представительниц США, где тема равенства возможностей представителей разных полов в деловом мире стала активно обсуждаться еще несколько десятилетий назад. Сейчас женщины занимают 14,8% мест в советах директоров крупнейших компаний США, в европейских компаниях их 9,7% (см. статью на этой странице). В России, согласно исследованию «Карьерные возможности женщин в бизнес-сфере», проведенному в феврале 2008 г. PricewaterhouseCoopers, представительство женщин в советах директоров составляет 17%, среди генеральных директоров – 9%. В 2007 г., когда исследование было проведено впервые, эти показатели составляли 16% и 4% соответственно. Впрочем, оговариваются авторы исследования, из-за небольшой выборки (в 2007 г. данные представили 45, а в 2008 г. – 59 из числа 100 крупнейших отечественных и иностранных компаний, работающих в России) велика погрешность оценок.

Зато уровень зарплат мужчин и женщин в крупных компаниях примерно одинаков – в 86% случаев на рядовых позициях и в 88% – на руководящих. Переменное годовое вознаграждение одинаково в 88% случаев, отмечает PWC.