Стали меньше пить

В следующем году потребители перейдут на более дешевые вина, а производителям придется конкурировать с возрастающим потоком нелегальной продукции

Производство вина в России сокращается: в октябре по сравнению с тем же месяцем 2007 г. – на 11%, а в ноябре – уже на 36%, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. В Краснодарском крае в ноябре выпуск вина упал на 17% до 1,2 млн дал, производство виноматериалов – в три раза (до 170 000 дал), сообщает Национальная алкогольная ассоциация.

По итогам года агропромышленная фирма «Фанагория» выпустит на 16,5% меньше запланированного – 1,8 млн дал, рассказал представитель компании Владимир Пукиш. У «Кубань-вина» объем производства упадет на 27,5%, признает его директор по производству Сергей Дубовик: вместо запланированных 1,35 млн дал компания выпустит в 2008 г. только 980 000 дал. У Миллеровского винзавода (бренды «Винный квартал», «Ведерниковъ») по сравнению с прошлым годом падение составит 8% до 150 000 дал, говорит председатель совета директоров компании Леонид Попович.

Всем этим заводам в ноябре – декабре пришлось перейти на четырехдневную рабочую неделю. Миллеровский завод сократил штат на 20 единиц, а половина работников «Кубань-вина» находится в отпуске без сохранения зарплаты, говорят Попович и Дубовик.

«В IV квартале мы обычно берем кредиты для увеличения товарного запаса и продажи его в начале следующего года, но сейчас из-за высокой процентной ставки не можем себе этого позволить», – отмечает Роман Семыкин, заместитель гендиректора компании «Мишель-алко» (дистрибутор алкогольной продукции по Ростовской области).

В ноябре спрос на вино в высокоценовом сегменте снизился на 5%, в среднеценовом не изменился, а в низкоценовом вырос на 5–7%, говорит Семыкин. Из-за снижения спроса на весь алкоголь в IV квартале «Мишель-алко» может не получить до 10% выручки от запланированной, предполагает советник гендиректора компании Сергей Дидин.

Растущий ежегодно на 7% рынок вина в 2009 г. может сбросить темпы, считают производители. В следующем году «Фанагория» и Миллеровский винзавод постараются сохранить производство на уровне этого года, а вот «Кубань-вино» планирует произвести на 18% меньше – 800 000 дал, рассказали их представители.

По мнению Дробиза, в 2009 г. больше всего пострадает вино в среднеценовом сегменте (150–250 руб. за бутылку), вырастет спрос на дешевое вино (до 150 руб.), что может привести к росту производства фальсифицированной продукции. Чем ниже покупательная способность населения, тем больше фальсифицированного алкоголя будет выбрасываться на рынок, соглашается Пукиш.

Дидин полагает, что в Ростовской области спрос на алкоголь в натуральном выражении в 2009 г. снизится на 5%, а оптовый рынок алкогольной продукции в этом году составит $200 млн, в следующем – $190 млн. По его мнению, доля фальсифицированного вина в 2009 г. может составить около 30% от общего объема продаж.

Но есть и одна хорошая новость для производителей вина. Спрос в высоком ценовом сегменте (более 250 руб. за бутылку) вырастет за счет вытеснения импорта, считает Дробиз. Потребление импорта во всех сегментах может сократиться на 25%, тогда как всей продукции на российском рынке – на 15–18%, полагает он.