Идеи: Время отдавать долги

Reuters

Социальная ответственность теперь больше, чем эффектная составляющая корпоративного имиджа. Компаниям необходимо бороться с безработицей, иначе не видать помощи от государства.

Частный бизнес, потерпевший серьезные убытки за время экономического кризиса и вынужденный просить помощи у государства, в 2009 г. столкнется с проблемой восстановления доверия – как со стороны властей, так и, самое главное, со стороны акционеров и потребителей, уверен Ричард Эдельман, президент агентства Edelman PR Worldwide и один из самых влиятельных в мире специалистов по связям с общественностью.

Исследования подтверждают: западное общество ждет, что бизнес будет больше сотрудничать с правительством на благо общества (об этом заявили компании Euro RSCG Worldwide 46% респондентов из США, более 40% англичан и 60% французов) и заботиться о позитивных социальных переменах (так считают 40% американцев, 35% англичан и 57% французов).

Потеря доверия – громадная проблема и для российских корпораций, столкнувшихся с самым серьезным за последнее десятилетие кризисом. Корпоративная социальная ответственность как составляющая корпоративного имиджа умирает: у компаний сейчас нет средств на громкие проекты в области охраны окружающей среды и меценатства, констатирует Дмитрий Кантор, гендиректор российского агентства Imageland Edelman PR. Социальная ответственность из имиджевой, а значит, абстрактной составляющей, переходит в сугубо практическую – большинство крупных компаний вынуждены решать проблему, о которой год назад они в России и не слышали, – бороться с безработицей.

Международное исследование консалтинговой компании «Грант Тронтон», в котором участвовали владельцы бизнеса, показало, что и в 2008 г. российские корпорации реализовали программы корпоративной социальной ответственности (КСО) прежде всего для персонала, стремясь привлечь или удержать сотрудников. Впрочем, такой же фактор поставили на первое место предприниматели и в странах – лидерах индустриального мира: США, Великобритании, Германии, Японии (подробнее о стимулах КСО см. инфографику). «Теперь градообразующим предприятиям в России нередко предстоит думать, что делать с третью сотрудников, для которых больше нет работы», – продолжает Кантор. «Как корпорация сможет просить помощи у государства, если ее действия выгонят уволенных на улицу, создав угрозу социального взрыва в регионе?» – добавляет он. Бизнесу следует разрабатывать проекты, способные погасить разгорающийся социальный пожар, советует эксперт.

Общество ждет от корпораций прежде всего ответственного отношения к своим сотрудникам и их семьям, согласна Екатерина Шапочка, директор по маркетингу PricewaterhouseCoopers. В условиях сокращений персонала, зарплат и льгот компании могут продемонстрировать гибкость подхода, выбирая те меры, которые минимально ударят по обществу: например сокращенный рабочий день или отпуска вместо увольнений, объясняет она.

Какие бы проблемы с ликвидностью ни испытывала компания, ей необходимо проводить курсы переквалификации для увольняемых или помогать малому бизнесу, лоббируя его интересы на уровне региональных властей или даже выделяя площади малым предпринимателям на льготных условиях, подает идеи Кантор.

Такие программы у многих корпораций уже есть. Например, «Базовый элемент» в 2009 г. вынуждено сократит финансирование ряда благотворительных программ, но запустит новые программы по переобучению сотрудников, рассказывает представитель компании Сергей Рыбак. В 2009 г. «Базэл», по данным Филиппа Мурашова, замдиректора департамента по управлению персоналом компании, отправит на учебу в 18 техникумов и профтехучилищ 7000 человек, главным образом сотрудников группы «Русские машины» (завод «ГАЗ»). Они смогут либо приобрести новые специальности, на которые, по данным региональных служб занятости, сохраняется спрос: операторов ЭВМ, поваров, водителей, либо повысить квалификацию и получить работу на реконструированных предприятиях группы.

К сожалению, далеко не все компании осознают необходимость подобных действий, замечает Кантор. Возможно, непонимающих заставит задуматься заявление президента России Дмитрия Медведева, сделанное в середине марта. В стране 6 млн безработных (или 8% от числа трудоспособного населения), сообщил президент и призвал бизнес быть нравственным. Пришло время отдавать моральные долги, потому что кризис – это тест на зрелость, добавил президент. Из его слов очевидно: проверку пройдут те предприниматели, которые смогут предотвратить кадровые трагедии.