Ожидания «Курумоча»

В самарском аэропорту «Курумоч» на место ушедших авиакомпаний «Самары» и «Красэйр» пришли другие региональные перевозчики. Пока они будут летать не на самых прибыльных направлениях

Федеральные перевозчики – прежние («Аэрофлот», S7, «Трансаэро», «Атлант-союз»), а проходящих процедуру банкротства «Самару» и «Красэйр»

Для региональных авиакомпаний сейчас подходящее время выходить на новые, уже разработанные другими направления, считает руководитель аналитического департамента УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго. Из-за уменьшения чартерных перевозок регионалы пытаются повысить свою загрузку и увеличить частоту полетов на других маршрутах, продолжает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По оценке Баранова, организация, скажем, рейсов Самара – Сочи может обойтись «Ямалу» в $2–4 млн, из которых более половины – плата за слоты и техобслуживание в аэропорту. Летнего сезона вряд ли хватит, чтобы достичь рентабельности по направлению: предприятия в тяжелом финансовом положении, самарцы наверняка предпочтут отдыхать на Волге, предполагает он. На протяжении одного-двух месяцев компания «рискует заполнять рейсы лишь наполовину», добавляет Шаго.

ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»

Основные акционеры – Росимущество (50,999%), ОАО «Расип-партнер» (40,16%). Финансовые показатели (РСБУ, 2007 г.): выручка – 679,5 млн руб., прибыль – 16,4 млн руб.

По летнему расписанию, которое действует в российских аэропортах с 30 марта, из Самары будут летать 18 авиакомпаний по более чем 20 направлениям (сайт аэропорта «Курумоч»).

заменили новые для местного рынка региональные авиакомпании – «Ямал», «Владивосток-авиа» и «Оренавиа». Новички не стали претендовать на самое прибыльное московское направление и будут летать на северо-восток и на юг, которые они поделили с федералами (см. таблицу).

Связаться с «Ямалом» и «Владивосток-авиа» не удалось. Представитель «Оренавиа» (кроме Худжада будет ежедневно летать в Санкт-Петербург) отказался комментировать выход авиакомпании на самарский рынок.

На одно направление больше стало у «Ютэйр». К трем ежедневным рейсам в Москву и еженедельным в Норильск, Ноябрьск, Сургут, Екатеринбург и Махачкалу добавился рейс в Нижний Новгород, который стал ежедневным. Самара – крупный узел, отсюда очень удобно добираться по всем направлениям, поэтому компания заинтересована развивать перевозки в «Курумоче», говорит пресс-секретарь «Ютэйр» Юрий Мушихин. По его словам, компания «прорабатывает вопрос» об открытии летом регулярных рейсов из Самары в Тель-Авив.

Направление Самара – Москва этим летом фактически осталось без изменений (10 ежедневных рейсов, в зимнем расписании – восемь). Вместо ушедшей в начале января «Скай экспресс» (один рейс в сутки) два ежедневных рейса досталось «Трансаэро».

Пассажиропоток на московском направлении в прошлом декабре начал снижаться – на 12% по сравнению с ноябрем, в январе немного вырос (+0,3%), а в феврале снизился уже на 19% (по данным аэропорта). Общее количество перевезенных пассажиров за 2008 г. и первые месяцы этого года в «Курумоче» не называют (за 11 месяцев 2008 г. перевезено свыше 1,3 млн пассажиров, из них более трети – в Москву).

В аэропорту надеются, что летом пассажиров станет больше. Прошлым летом на московском направлении их было до 57 000 человек в месяц (рост по сравнению с летом 2007 г. – 20%). Эксперты не столь оптимистичны. Традиционного летнего роста в этот раз ждать не стоит, уверен Шаго. А Баранов вообще считает, что пассажиропоток на Москву снизится на 20%. Спад по стране он оценивает в 20%, а «Курумочу» прогнозирует снижение пассажиропотока не менее чем на 12–14% по итогам года.