Ожидания «Курумоча»
В самарском аэропорту «Курумоч» на место ушедших авиакомпаний «Самары» и «Красэйр» пришли другие региональные перевозчики. Пока они будут летать не на самых прибыльных направленияхДля региональных авиакомпаний сейчас подходящее время выходить на новые, уже разработанные другими направления, считает руководитель аналитического департамента УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго. Из-за уменьшения чартерных перевозок регионалы пытаются повысить свою загрузку и увеличить частоту полетов на других маршрутах, продолжает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По оценке Баранова, организация, скажем, рейсов Самара – Сочи может обойтись «Ямалу» в $2–4 млн, из которых более половины – плата за слоты и техобслуживание в аэропорту. Летнего сезона вряд ли хватит, чтобы достичь рентабельности по направлению: предприятия в тяжелом финансовом положении, самарцы наверняка предпочтут отдыхать на Волге, предполагает он. На протяжении одного-двух месяцев компания «рискует заполнять рейсы лишь наполовину», добавляет Шаго.
ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»
Основные акционеры – Росимущество (50,999%), ОАО «Расип-партнер» (40,16%). Финансовые показатели (РСБУ, 2007 г.): выручка – 679,5 млн руб., прибыль – 16,4 млн руб.
По летнему расписанию, которое действует в российских аэропортах с 30 марта, из Самары будут летать 18 авиакомпаний по более чем 20 направлениям (сайт аэропорта «Курумоч»).
заменили новые для местного рынка региональные авиакомпании – «Ямал», «Владивосток-авиа» и «Оренавиа». Новички не стали претендовать на самое прибыльное московское направление и будут летать на северо-восток и на юг, которые они поделили с федералами (см. таблицу).
Связаться с «Ямалом» и «Владивосток-авиа» не удалось. Представитель «Оренавиа» (кроме Худжада будет ежедневно летать в Санкт-Петербург) отказался комментировать выход авиакомпании на самарский рынок.
На одно направление больше стало у «Ютэйр». К трем ежедневным рейсам в Москву и еженедельным в Норильск, Ноябрьск, Сургут, Екатеринбург и Махачкалу добавился рейс в Нижний Новгород, который стал ежедневным. Самара – крупный узел, отсюда очень удобно добираться по всем направлениям, поэтому компания заинтересована развивать перевозки в «Курумоче», говорит пресс-секретарь «Ютэйр» Юрий Мушихин. По его словам, компания «прорабатывает вопрос» об открытии летом регулярных рейсов из Самары в Тель-Авив.
Направление Самара – Москва этим летом фактически осталось без изменений (10 ежедневных рейсов, в зимнем расписании – восемь). Вместо ушедшей в начале января «Скай экспресс» (один рейс в сутки) два ежедневных рейса досталось «Трансаэро».
Пассажиропоток на московском направлении в прошлом декабре начал снижаться – на 12% по сравнению с ноябрем, в январе немного вырос (+0,3%), а в феврале снизился уже на 19% (по данным аэропорта). Общее количество перевезенных пассажиров за 2008 г. и первые месяцы этого года в «Курумоче» не называют (за 11 месяцев 2008 г. перевезено свыше 1,3 млн пассажиров, из них более трети – в Москву).
В аэропорту надеются, что летом пассажиров станет больше. Прошлым летом на московском направлении их было до 57 000 человек в месяц (рост по сравнению с летом 2007 г. – 20%). Эксперты не столь оптимистичны. Традиционного летнего роста в этот раз ждать не стоит, уверен Шаго. А Баранов вообще считает, что пассажиропоток на Москву снизится на 20%. Спад по стране он оценивает в 20%, а «Курумочу» прогнозирует снижение пассажиропотока не менее чем на 12–14% по итогам года.