Пошла в обход


Приоритет Туркмении – «многовариантность экспорта» газа, заявил на саммите СНГ по нефти и газу в Париже руководитель европейского представительства госагентства по управлению и использованию углеводородов при президенте Туркменистана Довлет Атабаев. Возможными маршрутами он назвал ряд разрабатываемых газопроводов: Прикаспийский, TAPI (до Индии через Афганистан и Пакистан), Китайский. Последний, по словам чиновника, будет запущен до конца года.

Атабаев сообщил о возможном продлении сроков тендера по строительству газопровода Восток – Запад (объявлен 28 марта). Труба длиной 800–1000 км соединит месторождения Туркмении в одну систему и позволит экспортировать газ из страны по всем четырем направлениям. На днях концерн «Туркменгаз» сообщал, что в тендере на строительство трубы участвуют около 70 иностранных компаний.

В последние месяцы Туркмения не раз сигнализировала о намерении проводить многовекторную политику в сфере экспорта энергоресурсов, считает главный редактор энергоагентства Platts Джон Ротертс. Апрельский конфликт эту политику подстегнул – в ночь на 9 апреля на газопроводе между Россией и Туркменией произошел взрыв. Туркмения обвинила в этом «Газпром»: взрыв произошел из-за повышенного давления в трубе, вызванного снижением забора газа.

Авария ликвидирована почти сразу, заявил Атабаев. Часть газа поступает в Россию, упомянул Атабаев, не уточнив, по каким газопроводам и в каких объемах. Россия и Туркмения создали экспертную группу для выяснения причин взрыва, отметил он. Источник, близкий к «Газпрому», утверждает, что никаких поставок из Туркмении пока нет. Представители «Газпрома» ход переговоров с «Туркменгазом» не комментируют.

Через неделю после аварии Ашхабад подписал меморандум с германским газовым трейдером RWE AG, входящим в консорциум по строительству Nabucco (газопровод из Средней Азии в Европу в обход России). Заявление Атабаева наряду с меморандумом и соглашением с Китаем – это попытка давления на Россию, считает Валерий Нестеров из «Тройки диалог».

Запасы Туркмении – 45

млрд т условного топлива, сказал Атабаев. Они могут достичь 200–250 млрд, заявил директор института ГК «Туркменгеология» Одек Одеков.

Экспортный потенциал Туркмении связан с разработкой на шельфе Каспия и месторождением Южный Ёлатень, отмечает Нестеров, но нет необходимой инфраструктуры и в ближайшие 5–10 лет Туркмении придется полагаться на экспорт в Россию.