Премиальные для «Сбера»

За выдачу кредита на $192 млн Сбербанк хотел получить $60 млн «премии», сообщил британскому суду адвокат Шалвы Чигиринского
«Банковская тайна» Сбербанка всплыла в Высоком суде Лондона/ С. Николаев

В Высоком суде Лондона Шалва Чигиринский пытается отстоять свои права на 23,34% акций Sibir Energy. Акций Чигиринский лишился в мае этого года, а началась эта история еще прошлой осенью с кредита, выданного предпринимателю Сбербанком. Детали кредитного соглашения стали известны из свидетельских показаний партнера британской юрфирмы Lovells Кристофера Грисона, представляющего интересы Чигиринского в суде (копия показаний Грисона есть у «Ведомостей», сам юрист подтвердил подлинность документа). Из него следует, что в обмен на предоставление кредита на $192 млн Сбербанк пытался получить от Чигиринского дополнительную «премию» в $60 млн.

Об этом условии Чигиринский узнал «в последний момент» перед заключением сделки со Сбербанком, сообщил Грисон со слов своего клиента. Но деньги Чигиринскому нужны были срочно: бизнесмен опасался потерять свой пакет в Sibir Energy из-за наступления margin calls по кредиту Merrill Lynch. Этот долг и был рефинансирован за счет средств Сбербанка. Переговоры с банком вел партнер Чигиринского по Sibir Energy Игорь Кесаев, говорится в показаниях Грисона: «изначально предполагалось, что Сбербанк одолжит около $200 млн под 11–12% годовых», заемщиком выступит Orton Oil Кесаева и передаст средства компании Чигиринского Gradison. Такая схема была выбрана потому, что у Orton уже была кредитная история в Сбербанке, указывается в документе. В итоге сумма кредита составила $192 млн, ставка по нему была увеличена до 16%, а вдобавок к согласованной комиссии в $2,28 млн выяснилось, что Gradison должна «заплатить премию «Сбербанк капиталу» («дочка» банка. – «Ведомости») в размере $60 млн», сообщил Грисон, ссылаясь на информацию от Чигиринского.

Эти $60 млн стороны собирались оформить в виде сделки репо с 8,6% акций Bennfield (ей принадлежало 46,65% акций Sibir Energy). Продать акции «Сбербанк капиталу» компания Чигиринского собиралась за $1, а выкупить обратно по цене 4% акций Sibir Energy на бирже в Лондоне, но не менее чем за $60 млн, говорится в документе. Меморандумы по этой сделке были подписаны одновременно с выдачей кредита на $192 млн, но сама сделка не состоялась. Как следует из показаний Грисона, Чигиринский обратился за консультацией в коллегию адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» и получил заключение: в России суд будет исходить из того, что подписанные по Bennfield документы «регулируются российским правом» и в случае обращения в суд они будут признаны «не имеющими законную силу». Управляющий партнер коллегии Александр Муранов подтвердил «Ведомостям», что выдавал заключение по запросу юристов Чигиринского, но обсуждать его отказался.

Акции Bennfield могли просто служить дополнительным обеспечением по кредиту, думает партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. Если бы заемщик не выполнял обязательства по кредиту и банк продал находящиеся в залоге акции Bennfield, сумма долга уменьшилась бы на эти $60 млн, думает он.

Пресс-центр Сбербанка на запрос «Ведомостей» по поводу сделки ответил: «Данная информация является банковской тайной».