В главных ролях: Украина теряет экономическую самостоятельность

Ситуация в экономике Украины остается одной из наиболее сложных среди стран СНГ, что создает определенные проблемы для России. Украина является лидером по российским инвестициям в Восточной Европе и одновременно основным и наиболее сложным партнером по транзиту российских углеводородов на европейские энергетические рынки.

Высшая школа экономики

Государственный университет, основан в 1992 г. В ГУ-ВШЭ работает 1000 преподавателей и 400 научных сотрудников. Обучаются 15 000 студентов и аспирантов, а также более 20 000 слушателей.

Девятого октября на саммите СНГ в Кишиневе выступил президент Украины Виктор Ющенко. Содержание этой очень ожидаемой в Москве и на Украине речи было вполне традиционно и заключалось в требовании к России помочь стране, как и другим участникам СНГ, своими ресурсами, кредитами и рынками. Россия, по мнению Киева, должна максимально открыть свой рынок для товаров соседей, что позволит за счет российских производителей и, как следствие, российского бюджета решить экономические проблемы нашей южной соседки. Без сомнений, для украинского руководства остаются актуальными задачи получения доступа к российским энергоносителям по внутрироссийским ценам.

К сожалению, независимо от партийной принадлежности очередного правительства Украины одна из традиционных черт экономической стратегии украинского руководства – стремление опираться исключительно на внешние ресурсы, кредиты и разного рода преференции и привилегии на соседних рынках. Упование на внешние ресурсы негативно сказывается на готовности украинского руководства приступить к коррекции своей экономической политики в условиях кризиса. Для примера: 14 октября 2009 г. народный депутат Украины и по совместительству «теневой» министр финансов Николай Азаров предложил МВФ просто списать долги Украине.

Между тем мировой экономический кризис тяжело отразился на всех отраслях Украины. Катализатором кризисных явлений в экономике явились внутренние объективные проблемы, обнаружившиеся более 10 лет назад. К их числу необходимо отнести незначительные золотовалютные резервы, несбалансированную внешнюю торговлю, продолжающийся второе десятилетие энергетический кризис, слабость банковского сектора. Внешние инвестиции в экономику Украины в предкризисный период были вполне приличные, но и они не создали критическую массу, способную в кратчайший срок содействовать проведению модернизации промышленности, а в условиях кризиса смикшировать его негативные последствия.

Слабая вовлеченность Украины в мировые финансовые рынки на начальном этапе кризиса способствовала торможению наступления кризисных проявлений. Однако уже к ноябрю 2008 г. стали заметны нестабильность курса гривны и быстрая девальвация (падение с сентября по октябрь 2008 г. составило почти 51%), снижение промышленного производства и рост зависимости от внешней финансовой помощи.

Осенью 2008 г. на Украине разразился настоящий банковский кризис. Начался вывоз капитала, изъятие населением денег с депозитных счетов. Ряд банков оказались на стадии банкротства.

На промышленный сектор большое влияние оказало как падение цен на основную экспортную продукцию (металл, продовольственные товары), так и общее падение спроса на продукцию стран СНГ на мировых рынках и в России. В феврале 2009 г. промышленное производство на Украине упало на 31,6%.

Дефицит валюты сказался на оплате импорта российских энергоносителей. В начале 2009 г. над «Нафтогазом Украины», несмотря на ее государственный статус, нависла угроза банкротства, что могло привести к разного рода проблемам для смежных компаний. Только изощренная финансовая политика правительства Украины весной и летом 2009 г., поддержка МВФ и снижение спроса на природный газ в украинской экономике способствовали определенной стабилизации оплаты поставок российского природного газа на Украину.

С февраля украинское руководство неоднократно обращалось за финансовой поддержкой к России. Речь шла о кредите в $5 млрд. Однако Москва уклонилась от выдачи кредита, считая, что его возвратность в условиях исключительно политизированных и зачастую конфронтационных отношений между Россией и Украиной сомнительна. Жестко прозападный геполитический курс Киева, участие Украины в боевых действиях против России на стороне Грузии, осложненные комплексом политических и экономических проблем, включая вопросы энергетического транзита, безопасности российских инвестиций, базирования Черноморского флота, привели к блокированию российско-украинских отношений при Викторе Ющенко. Киев остался наедине с кризисом, имея возможность опереться только на помощь МВФ.

МВФ в ноябре 2008 г. одобрил для Украины двухлетнюю программу на общую сумму $16,4 млрд и предоставил первый транш в размере $4,5 млрд. Двенадцатого мая на Украину поступили $2,8 млрд второго транша, часть которого ($1,5 млрд) направлена на погашение внешнего долга. Третий транш составил $3,3 млрд, и до конца года МВФ планирует предоставить Киеву еще $3,8 млрд.

Политическое противостояние в республике, резко усилившееся на пороге президентских выборов, исключило возможность каких-либо экономических реформ, способных заложить основу посткризисной экономики. Страна буквально тонет во внутренних и внешних заимствованиях, тем более что МВФ взял на себя финансирование Украины. Но было бы ошибкой считать, что украинский опыт выживания экономики в условиях кризиса, является целиком негативным.

Постоянное политическое противостояние, с одной стороны, оказывает дестабилизирующее влияние на экономику страны, не позволяя аккумулировать ресурсы для преодоления кризиса и стимулируя внешние заимствования. Но, с другой стороны, на Украине сложилась уникальная для Европы и постсоветского пространства ситуация, когда властям не до экономики и бизнеса. Рыночная экономика, ее оперативность и живучесть, во многом микширует поразительную безответственность официального Киева. Но возможности бизнеса не беспредельны в условиях, когда объем внешних инвестиций в страну неуклонно падает и одновременно растет отрицательное сальдо внешней торговли ($3,8 млрд на конец августа).

Ни один из кандидатов, идущих на январские президентские выборы, не имеет внятной и структурированной экономической политики. Это позволяет прогнозировать продолжение нестабильности в республике, рост внешней задолженности, усиление попыток решить социально-экономические проблемы Украины за счет соседей. Изначально не являясь субъектом мировой политики, Киев все больше становится объектом мировой экономики и теряет экономическую самостоятельность.