По пробкам к успеху

В китайских городах такси стоит дешево, а в пробках приходится стоять подолгу. Микки Фунг, китайско-американский предприниматель из Нью-Йорка, учел это совпадение и решил развлекать скучающих пассажиров рекламой на экранах, встроенных в подголовники

Пятидесятидвухлетний основатель и председатель совета директоров компании Touchmedia демонстрирует свою идею на восьмидюймовом сенсорном экране: видеоролики крупных брендов, таких как L’Oreal и H&M, закольцованы, но настоящее развлечение начинается, если коснуться пальцем экрана. Дотронешься до иконки Braun – запускается интерактивная программа о мужских бритвах. Нажатием на иконку Shanghai Expo вызывается путеводитель по выставочному комплексу.

Сейчас в шанхайских такси установлено 10 000 интерактивных экранов Touchmedia, еще 5000 – в пекинских, 4000 – в провинции Гуандун и 2000 – в Шеньжене.

Подняли на смех

Сын гонконгских эмигрантов, Фунг вырос в Нью-Йорке и, прежде чем запустить собственный бизнес, работал в компании своего отца по производству одежды. В 1998 г. в такси Лас-Вегаса Фунг увидел жидкокристаллический экран, по которому шла реклама, и был поражен. А вернувшись в Нью-Йорк, где вместе с другом управлял фондом, инвестирующим в молодые компании, начал изучать идею интерактивных рекламных экранов для такси, затем создал компанию Touchmedia.

Когда Фунг сообщил родственникам, что переезжает в Шанхай, чтобы начать там медиабизнес, его подняли на смех. «Я не знал китайского языка, – смеется Фунг. – Я был худшим учеником в семье».

Миллион в кармане

В 2002 г. Фунг вместе со Скоттом Лау, китайско-американским архитектором из Нью-Йорка, приехал в Шанхай с $1 млн собственных инвестиций в кармане. В тесном офисе в центре Шанхая работало пять человек. Отец Лау, вышедший на пенсию инженер, трудился у них бесплатно. «Мы на четыре месяца заперли его в офисе, пока он не соорудил для нас машину», – вспоминает Фунг.

Touchmedia, официально зарегистрированная в Шанхае в 2003 г., подписала контракт с Shanghai Blue Union Taxi, одним из таксопарков Шанхая, на поставку 10 000 экранов. Но их производство стало проблемой. «Ни один из крупных производителей вроде Foxconn не хотел иметь с нами дела – минимальный заказ на производство составлял у них 5000 единиц», – рассказывает Фунг. Наконец компании удалось уговорить завод в Гуанчжоу сделать первые 1000 экранов.

Проблемы начались после их установки. Во-первых, жидкокристаллические экраны не выносят пыли, жары, вибрации. Кроме того, водители такси обрезали провода, чтобы заглушить шум от рекламы. Большинство из 1000 экранов часто не работали, и пробные клиенты, такие как Nokia и Virgin Airlines, были, прямо скажем, не в восторге. Миллион личных инвестиций Фунга вскоре вырос до $5 млн.

«Я платил за 10 000 контрактов, а у меня было установлено всего 1000 экранов. Страшно обидно», – вспоминает Фунг.

Компания стала подумывать о покупке работоспособного прототипа в Великобритании или Австралии. Тогда же стало очевидно, что им понадобится дальнейшее финансирование. К 2004 г. Фунг был готов собрать вещи и вернуться в Нью-Йорк. Но упрямством он пошел в отца, который начал бизнес с покупки 20 ржавых швейных машинок и превратил его в манхэттенскую компанию, занимающуюся производством и недвижимостью. Однажды ночью Фунг подумал: «Я не вернусь домой, чтобы стать посмешищем».

Всю свою энергию он направил на создание функционирующего прототипа, и в конце концов при сотрудничестве с производителями из Гуанчжоу была сделана новая модель. В 2006 г. компания получила первую часть финансирования в размере $8,75 млн от фондов венчурного капитала Qiming Ventures, Shanghai Venture Capital и собственной холдинговой компании Touchmedia Asia. К середине 2007 г. около 3000 функционирующих экранов было установлено в такси другого шанхайского таксопарка, Ba Shi. Вскоре последовали второй и третий раунды финансирования, каждый в размере $15 млн, и Touchmedia продолжила заключать контракты с таксопарками Пекина, Шеньженя и Гуанчжоу. Выручка по-прежнему была крошечной – около $150 000 в 2006 г., говорит Фунг.

Однако рекламодателям понравились экраны второго поколения. Каждый день такси в Китае перевозят миллионы человек, одна поездка занимает не меньше 15–25 минут, за которые Touchmedia могла ознакомить средний класс с фрагментами медиарынка. К концу 2008 г. выручка выросла на 1000% по сравнению с предыдущим годом, рассказывает Фунг, хотя конкретных цифр и не называет. В 2009 г., по словам Фунга, выручка приблизилась к $15 млн. К концу этого года, говорит он, Touchmedia начнет приносить прибыль, а выручка превысит $15 млн.

Расценки Touchmedia в месяц для 1000 такси составляют 480 000 юаней ($70 000, 57 000 евро, 48 000 фунтов стерлингов), за которые компания гарантирует не менее 1,2 млн просмотров и 200 000 интерактивных просмотров. Данные о пользовании отслеживаются независимой компанией CTR Market Research.

Пять в одном

Интерес со стороны международных компаний к более чем 20 патентам Touchmedia в области оборудования и программного обеспечения подсказал Фунгу идею франчайзинга для распространения за рубежом. Но в данный момент все внимание он посвящает Китаю. «Мы планируем рост на 100% в течение следующих нескольких лет, – говорит он. – В Нью-Йорке работает 13 000 такси, но в одном только Шанхае их 48 000. Даже не в самых больших китайских городах есть 13 000 такси».

Сейчас в компании работает почти 400 человек, стоимость одного экрана снизилась до $250, и Фунг планирует в следующем году выпустить на рынок акции Touchmedia.

«Мы тесно сотрудничаем с правительством. Даем много некоммерческой рекламы – для Shanghai Expo в нашем опросе за месяц поучаствовало почти 1,7 млн человек, – рассказывает Фунг. – Мы начинали как медиакомпания, но затем стали технологической компанией. Сейчас мы – пять компаний в одной: творчество, медиа, технологии, продажи и техобслуживание такси».