Признали угрозу

Рост цен на зерно ставит под угрозу срыва правительственные планы по инфляции, а значит, и многие другие планы, признал первый вице-премьер Игорь Шувалов

На внутреннем рынке пшеница подорожала за июль более чем в 1,5 раза, на мировых биржах к концу первой недели августа – на 60–75%. Влияние дорожающего зерна на инфляцию «может оказаться весьма заметным», пишут Антон Никитин и Николай Подгузов из «Ренессанс капитала» (см. врез). Решение правительства о запрете экспорта зерна может способствовать снижению цен на внутреннем рынке, но скорее всего временно, полагает Мария Помельникова из «Траста». Оно сразу же вызвало 10%-ный скачок цен на внешнем рынке, что может повысить стоимость импорта продуктов, отмечает она. Решение о распределении интервенционного фонда непосредственно в регионах может решить проблему нехватки зерна в отдельных областях, однако вряд ли предотвратит рост цен, считает Наталия Орлова из Альфа-банка.

Быстро растущие цены на зерно могут поставить под «угрозу те планы по инфляции, которые мы в этом году имеем», заявил Шувалов в пятницу в эфире «Эха Москвы». Цены – это макроэкономическая стабильность и на эту стабильность рассчитывало правительство, формируя «большое количество различных мероприятий» и «масштабных программ», рассказал он: не будет ее – и «наши многие планы будут под вопросом».

По действующему официальному прогнозу, инфляция в 2010 г. должна составить 6–7%, в 2011 г. – замедлиться до 5,5–6,5%, в 2012 г. – до 5–6%, в 2013 г. – до 4,5–5,5%. Росстат пока не зафиксировал в прошлом месяце ускорения инфляции, наоборот, она стала минимальной за всю историю России – 5,5% к июлю-2009. Но данные статистического ведомства отражают более быстрый рост цен на продовольствие с последней недели июля.

Пока большинство экономистов не ждут, что инфляция в этом году превысит прошлогодний уровень – 8,8% (декабрь к декабрю). Прогноз Альфа-банка и «Траста» – 7,6%, «Уралсиба» – 8%. А вот Оксана Осипова из Центра развития Высшей школы экономики допускает, что инфляция может оказаться выше 9%. «Факторов, сдерживающих инфляцию, сейчас практически нет», – говорит она; более того, при возвращении инфляционных ожиданий рост цен может перекинуться и на непродовольственный сегмент, а ускорение роста цен – перейти на следующий год. Непродовольственные товары могут и не подорожать, надеется Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Инфляция ограничена скоростью роста доходов населения, отмечает он, а темпы роста номинальной зарплаты (10–12%) в 2–3 раза ниже прошлогодних.

Ускорение роста цен закладывает риски для бюджета 2011 г., говорят Орлова и Владимир Тихомиров из «Уралсиба», рубежом, при котором правительству придется корректировать свою политику, они называют инфляцию в 8%. Повысится стоимость денег, что замедлит рост экономики и сократит доходы казны, объясняет Тихомиров, при этом правительство может столкнуться с необходимостью наращивать социальные расходы: «Дефицит бюджета может увеличиться» (прогноз правительства – 3,6% ВВП). Чтобы поддержать уровень социальной компенсации, правительство будет вынуждено сокращать инвестиционные расходы, что скажется на экономическом росте, отмечает Орлова, придется корректировать и валютную политику: инфляция приводит к укреплению реального курса рубля, что повышает привлекательность импорта и ослабляет позиции отечественных производителей.