Краше всех искусств

На международной выставке плаката в ЦДХ – главном событии биеннале «Золотая пчела» – полторы тысячи работ. И ни одной уродливой, глупой, шокирующей
А. Махонин

Если вы попали на большую – в несколько залов Центрального дома художника – международную выставку и ни разу не вздрогнули от возмущения, не скривились от отвращения, не смутились и не рассердились, а только радовались окружающей красоте, то, значит, это выставка плаката.

Не на каждой из главных выставок биеннале графического дизайна «Золотая пчела» – а в этом году она проводится в девятый раз – было такое благолепие, как на нынешней. Хотя и предыдущие глаз ласкали. Шепоты типографских красок, робкое дыхание шрифтовых комбинаций и прочие визуальные нежности давно превратили когда-то грубый язык плаката в чистые соловьиные трели. Причем не только плаката коммерческого, но и социального – особенно сентиментальны всегда были в защиту природы.

На этот раз ощущение благолепия было тотальным – среди полутора тысяч плакатов, присланных из полусотни стран, не было видно ни колючих, ни жестких, ни смешных. Даже такие записные остроумцы, как Алан ле Кернек и Андрей Логвин, помягчели. И только минималист и заслуженный классик Владимир Чайка удивил – пятачком сплюснул нос Николая Баскова и поместил изображение аварийной лампы под фотографией Валерия Гергиева. То ли это были какие-то формальные коллажные упражнения с мусором (имеются в виду не артисты, а их дешевые изображения), то ли попросту красота достала.

Возможно, впечатление торжества позитива возникает от того, что самый видный раздел выставки – «Графический дизайн и музыка», хотя и афиши могут быть жесткими и дерзкими. А здесь только очень культурные, в смысле высокой изобразительной культуры.

Возможно, причина некоторой приторности выставки в том, что численное большинство работ, не считая российских, – это сочинения китайских, японских, иранских и корейских дизайнеров. Восточные плакатные традиции более зрелищны, декоративны, медитативны, европейские же школы (представленные на «Золотой пчеле» скромнее) всегда предпочитали интеллектуальный плакат, держащийся на визуальной метафоре, парадоксе, юморе. Наши дизайнеры, за исключением редких имеющих свой почерк, со свойственной русским всемирной отзывчивостью склоняются в разные стороны одновременно.

У «Золотой пчелы» в этот раз большая программа – завтра в галерее Зураба Церетели открывается выставка членов международного жюри биеннале, затем в ГЦСИ покажут плакаты, получившие золото на конкурсах прошлых лет.