Выгодная ностальгия

Российские издатели надеются заработать на массовой эмиграции из страны, выпуская издания для русскоязычной аудитории за рубежом. Свежий пример – начало продаж журнала «Сноб» в США

С этого четверга журнал «Сноб» начинает продаваться в Нью-Йорке, сообщила медиагруппа JV! («Живи»). С осени прошлого года журнал уже распространяется через Великобританию по всей Европе. Тираж издания в Европе такой же, как в США, – 20 000 экземпляров (в России – 50 000 экземпляров). У американской и британской версий «Сноба» тот же контент, что у русской, отличаются они только рекламой, уточнила коммерческий директор «Сноба» Марина Геворкян. На своих международных проектах издательский дом зарабатывает как на розничных продажах (стоимость журнала – $8, примерно такая же, как в России и Европе), так и на рекламе. Для продажи рекламы ИД создал в Лондоне сейлз-подразделение, а США привлекли для этого рекламное агентство Global Advertising Strategies. Международный проект «Сноба» должен выйти на окупаемость к концу следующего года.

Среди подписчиков «Сноба» оказалось много людей, живущих за пределами России, к примеру, в Великобритании их даже больше, чем на Украине, объясняет Геворкян. По данным лондонской мэрии, в Великобритании в 2009 г. проживало 300 000–500 000 человек, для которых русский язык родной, напоминает она. Кроме того, по словам Геворкян, среди зарубежных рекламодателей есть спрос на «состоявшихся российских профессионалов». Россияне за рубежом только увеличивают свои расходы (см. врез).

«Сноб» – далеко не первое российское издание, которое пытается заработать на бывших соотечественниках, осевших за границей. Крупнейшие российские еженедельники «Аргументы и факты» («АиФ») и «Комсомольская правда» («КП») давно распространяются в Европе, США, Южной Америке и даже Австралии. Еженедельный тираж зарубежных версий «КП» составляет более 300 000 экземпляров, «АиФ» – более 100 000. «КП» в большинстве стран работает по франшизе (держатели франшизы в основном небольшие компании), «АиФ» – по авторским договорам с крупными издателями. Зарубежный проект «КП» был запущен в 2003 г. и через полтора года стал прибыльным: газета зарабатывает на роялти, разного рода проектах и рекламе, которую продает в России, говорит руководитель проекта по изданию газет за рубежом ИД «Комсомольская правда» Татьяна Митюсова. Покупают такую рекламу российские производители продуктов, операторы денежных переводов, авиа- и туристические компании, медицинские клиники с совместным капиталом, уточнил заместитель директора по рекламе этого ИД Дмитрий Огурцов. «АиФ» зарабатывает на зарубежных версиях более $10 млн в год, прежде всего это авторские отчисления, сообщил директор по развитию этого ИД Алексей Крылов. Общая выручка ИД не раскрывается.

А вот «Российская газета», издание правительства РФ, не зарабатывает, а тратит деньги «на расширение информационного присутствия России за рубежом». На выход вкладок (раз или два раза в месяц объемом 6–16 полос) в 10 местных газетах в 10 странах общим тиражом 3,7 млн экземпляров, по словам заместителя гендиректора издательства «Российская газета» («РГ») Евгения Абова, уходит «несколько сотен миллионов рублей». Источник этих денег он не называет, но известно, что «РГ» дотируется из бюджета. Если бы информация о России публиковалась в таком же объеме в других газетах на правах рекламы, это обошлось бы в два раза дороже, уверяет Абов. Правда, при этом «РГ» за рубежом не имеет права заниматься пропагандой, а должна сообщать новости.