Японские тайны

Американцы настаивают, что причиной внезапного ускорения автомобилей Toyota являются не только коврики и залипающая педаль газа, но и дефекты в системе контроля скорости

Toyota Motor Corporation

Крупнейший автопроизводитель в мире. Продажи (2009 г.): 7,81 млн автомобилей, в том числе в России 75 131 автомобиль. Капитализация – $121,4 млрд. Выручка – $204,4 млрд (за финансовый год, закончившийся 31 марта 2010 г.). Чистая прибыль – $2,26 млрд.

Toyota Motor Corporation (TMC) тайно выкупала у американских потребителей автомобили с дефектами в электронной системе контроля скорости, чтобы скрыть от регулирующих органов и общественности проблемы с непреднамеренным ускорением, говорится в обновленном 700-страничном иске против компании (он был подан 27 октября в федеральный районный суд США в Санта-Ане, штат Калифорния; см. www.vedomosti.ru). Сделки по обратному выкупу автомобилей включали в себя строго конфиденциальные соглашения, запрещающие потребителям сообщать кому-либо о проблеме и подавать в суд на автопроизводителя, указывается в иске.

TMC действительно выкупала автомобили, но это делалось, чтобы провести «дальнейший технический анализ», сообщила компания: техникам и инженерам не удалось найти дефекты [в системе контроля скорости], способные вызвать непреднамеренное ускорение; тест-драйв этих машин продолжается. Автомобили выкупались в соответствии с американскими законами о возврате товаров, в некоторых случаях выкуп предлагал потребитель, сообщило Reuters со ссылкой на пресс-секретаря TMC Брайана Лайонса. Он не уточнил, сколько автомобилей компания выкупила и какую сумму за них заплатила. Клиентов, продающих обратно свои автомобили, просили (а не обязывали) подписать «соглашение об урегулировании», которое включало пункт об отказе от привлечения компании к ответственности, но не содержало требования о конфиденциальности, утверждает Лайонс. В иске нет документального подтверждения соглашений о конфиденциальности, но, как заявляет адвокат истцов Стив Берман, «потребители рассказывали о них» (цитата по Reuters).

TМС признает только два дефекта как возможную причину внезапного ускорения автомобилей – плохо подогнанные коврики на полу и залипающую педаль газа. Из-за этого с конца 2009 г. по всему миру было отозвано почти 9 млн автомобилей Toyota и Lexus, из них 5,4 млн пришлось на США. В начале октября TМС сообщила, что по жалобам клиентов проверила 4200 машин и не выявила ни одного дефекта в системе контроля скорости; а с апреля число жалоб сократилось на 80% (данные сайта ТМС).

Многие случаи непреднамеренного ускорения компания связывает с ошибками водителей и отрицает существование скрытых дефектов в системе контроля скорости. Впрочем, в иске опровергается это утверждение: в показаниях комиссии конгресса США (24 февраля 2010 г.) TМС не упомянула о случаях, когда ее собственные работники воспроизводили случаи непреднамеренного ускорения, не вызванные педалью газа или ковриком. В одном случае «заслуживающий доверия» сервис-менеджер разогнал автомобиль с 70 до 95 миль/ч за «5–10 секунд» без «контакта с педалью газа», сказано в заявлении. TМС на запрос «Ведомостей» не ответила.

Американское Национальное управление по безопасности дорожного движения (NHTSA), ссылаясь на жалобы клиентов Toyota, не исключает, что с 2000 г. неисправная система контроля скорости могла стать причиной 52 ДТП и 62 смертей. Расследование будет завершено к концу года, сообщило Reuters со ссылкой на руководителя следственного подразделения NHTSA Ричарда Бойда.