Личный коуч: Новогодний тост – дело серьезное

Скоро Новый год, а значит, и корпоративный праздник, на который соберется вся компания – от курьера до президента. В этот день руководитель, прямо как сказочный герой, получает уникальную возможность всего за несколько минут изменить прошлое, настоящее и будущее компании и сотрудников.

Трудный жанр

Главное событие новогоднего корпоратива – тост руководителя: все ждут, что он скажет, и ловят значимые для себя слова. Между тем первые лица компаний относятся к этой почетной обязанности по-разному.

Кто-то вообще не задумывается о том, что и как будет говорить, рассчитывая отделаться шуткой или экспромтом. Кто-то, напротив, тщательно обдумывает каждое слово, потому что понимает: его тост станет камертоном, определит атмосферу праздничного вечера.

Многие воспринимают тост как неприятную необходимость. Одним просто не до того: перед Новым годом полно важных дел, а тут приходится тратить время на обдумывание выступления. Другим неприятно чувствовать себя как на экзамене: все взгляды устремлены на тебя, все будут оценивать, как и что ты говоришь, как выглядишь, как держишься и т. д. Не хочется ударить в грязь лицом – не оправдать ожиданий аудитории, потеряться на фоне речистых замов или, не дай Бог, в чем-то повторить прошлогоднее выступление: тост должен быть оригинальным, иначе у сотрудников сложится впечатление, что руководитель себя исчерпал и ни на что новое уже не способен. Одним словом, новогодний тост – жанр трудный.

Как в зеркале

Но произносить тост все равно придется. И если не продумать его заранее, а вещать все, что придет в голову в последнюю минуту, тост может выглядеть неуместным и даже нелепым. В нем, как в зеркале, отразятся личностные особенности руководителя – и зачастую совсем не те, которые он хотел бы подчеркнуть. Вот несколько примеров.

Нарцисс. На новогоднем вечере крупного фармацевтического холдинга руководитель произносил тост 15 минут. Все это время он говорил лишь о «себе любимом», о том, что в уходящем году он проявил себя героем, вытягивая компанию из сложных ситуаций. Сотрудники чувствовали себя лишними на его «личном празднике», скептически улыбались и переглядывались.

Дед Мороз. Вновь назначенный директор производственной компании большую часть тоста посвятил «раздаче слонов»: одних ждет повышение зарплаты, других карьерный рост, всех – новые заказы. Но то, что он говорил, не отвечало реальному положению дел в компании. Он просто заигрался в роли Деда Мороза, обещавшего исполнить самые несбыточные желания.

Товарищ Огурцов. Помните знаменитую фразу Огурцова из «Карнавальной ночи» – «коротенько, минут на сорок»? Руководитель логистической фирмы зачитывал тост, как будто он не на новогоднем вечере, а на собрании: говорил только о фактах, цифрах, доходах и расходах – и никаких новогодних пожеланий. От праздничной атмосферы не осталось и следа.

Подружка. На празднике в торговой компании, где коллектив преимущественно женский, директор обращался к сотрудницам по-приятельски: желал скорейшего замужества, простого женского счастья, упоминал факты из их личной жизни, давал советы как «консультант по семейным вопросам» и тем нарушал все допустимые границы. Завершил он свое выступление словами: «Желаю, чтобы в новом году число свадеб превысило число разводов, а средний вес компании уменьшился на 10%».

Примеры таких не слишком удачных тостов можно было бы продолжить. Но руководители порой даже не задумываются, какие последствия могут иметь подобные поздравления.

Сценарное программирование

Новый год – праздник немного мистический. Это временная граница, которую чувствуют все без исключения: часы пробьют двенадцать, время как бы остановится на мгновенье, а потом начнется новая жизнь. Это момент концентрации ожиданий, повод подвести итоги, переосмыслить то, что было, и подумать о том, что будет.

Атмосфера праздника ослабляет наши защитные барьеры. С бокалом шампанского в руках мы слушаем и слышим по-другому, многое готовы воспринимать с энтузиазмом, хотя в будничной жизни отнеслись бы к этому иначе. Поэтому новогодний тост – жанр особый. Он позволяет произнести то, чего не скажешь в рабочем порядке.

Тост – это уникальная возможность осуществить своеобразное сценарное программирование. Слова руководителя значимы, и, если они звучат убедительно, он может «перепрограммировать» прошлое, настоящее и будущее компании.

Тост руководителя – это обращение первого лица, человека, который стоит у руля компании, контролирует ситуацию и видит то, чего не замечают другие.

Когда он оценивает события прошедшего года, которые считает ключевыми, люди невольно это запоминают, меняют к ним отношение, а значит, меняется их прошлое и многое наделяется общим позитивным смыслом. Говоря о настоящем, он обозначает уникальную реальность, в которой сейчас находится компания и ее люди. Наконец, заглянув в будущее, он вбивает важные для дальнейшего движения «вешки» – и получается законченная картина. Тост превращается в «сценарное послание», которое определит дальнейшую деловую судьбу компании и повлияет на каждого из присутствующих. Поэтому руководителю надо настроиться на выступление, актуализировать в себе то, что необходимо в данный момент: уверенность, позитивный настрой, открытость.

Для руководителя новогодний тост – уникальный шанс показать команде, как он к ней относится. И если после выступления сотрудник подумает: «Как здорово, что я встречаю Новый год в такой компании, что я работаю под руководством такого человека и в это нестабильное время могу спокойно смотреть в будущее», – значит, тост свою функцию выполнил.