Часы с боем

«Телохранитель» c Колином Фарреллом и Кирой Найтли в главных ролях формально подходит под определение криминальной мелодрамы, но на деле изящно застревает на полпути между фильмом нуар и комиксом
Колин Фаррелл и большой глушитель/ OUTNOW.CH

В отличие от российских прокатчиков авторы фильма не водят зрителя за нос и не держат за идиота. Дебютная режиссерская работа известного голливудского сценариста Уильяма Монахана отсылает не к «Телохранителю» (The Bodyguard) 1992 г. с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон. И не к «Телохранителю» (Yojimbo, 1961) Акиры Куросавы. А к «Бульвару Сансет» (1950) Билли Уайлдера – классическому нуару с Глорией Свенсон в роли стареющей голливудской дивы, Эрихом фон Штрогеймом в роли ее дворецкого и Уильямом Холденом в роли начинающего сценариста, попавшего в особняк забытой публикой звезды.

У Монахана кинозвезда (Кира Найтли) помолодела и стала панически бояться папарацци, дворецкий (Дэвид Тьюлис) поголубел и приобрел расслабленные привычки старого хиппи, сценарист превратился в вышедшего из тюрьмы уголовника (Колин Фаррелл), а фильм получил название London Boulevard и обзавелся целой массовкой второстепенных, но очень активных персонажей, сталкивающих глубоко положительного героя Фаррелла с романтической дорожки на криминальную, а «Бульвар Сансет» – куда-то в сторону гангстерских комедий Гая Ричи.

Американская критика недоуменно пожала плечами. В Variety фильм уподобили старомодным карманным часам, которые кто-то случайно разбил и пытается собрать, имея в голове лишь общую идею часов. Сравнение не лишено точности, но именно то, что Монахан азартно собирает неправильные часы, и подкупает больше всего.

Лондон современный, но песни The Yardbirds, The Rolling Stones и The Clash моментально отфутболивают зрителя в 60–70-е, а манера, с которой держат себя разнообразные криминальные элементы, намеренно отдает нафталином и снимает любые вопросы об отношении этой киновиньетки к действительности.

Буквально полшага в сторону условности – и картина Монахана превратилась бы в чистый комикс.

Герой Фаррелла лишь самую малость недотягивает до приставки «супер-». Он благороден, романтичен и горд. У него интригующе темное прошлое. Его уважает и боится вся местная криминальная шушера. Его расположения ищет даже могущественная мафиозная акула (Рэй Уинстон), но, не добившись взаимности, пытается уничтожить.

Персонаж Уинстона – полноценный злодей из комикса, разве что вместо маски у него борода и очки. Перед тем как кого-нибудь убить, он долго рассказывает жертве о своем нищем детстве. Злодеи из комиксов, как известно, любят риторику. Как объясняли грустному гангстеру Чадновски в «Зеленом шершне», это обязательная черта их харизмы.

Правда, к риторике у Монахана склонен не только злодей. Болтливостью у него страдают даже те, кто мог бы и вовсе помалкивать.

И лишь у шута Тьюлиса язык подвешен как надо. Но именно он, как истинный артист, в конце концов приходит к выводу, что револьвер говорит лучше.

А режиссер вспоминает, что все-таки задумал не комикс, а нуар – жанр, в котором судьба смеется последней.