Приплыли к покупателю

Залогом успеха на автомобильном рынке стала логистика. Импортеры переключаются с финских портов на российские

Самой продаваемой иномаркой прошлого года в Петербурге, по данным «Автостата», стала Nissan, обогнавшая многолетних лидеров Ford и Chevrolet. Компания реализовала 9870 машин, на 18% больше, чем в 2009 г. Рынок Петербурга за год вырос на 15%. В России Nissan, по данным АЕБ, заняла шестое место по продажам, увеличив их на 24% при росте рынка в 30% (с учетом российских машин). В феврале Nissan смог продать в Петербурге даже больше традиционного лидера Lada – 1107 машин (около 10% городского рынка).

Еще до кризиса Nissan стала менять схему импорта автомобилей, к прошлому году переключив поток из финских портов на терминалы Большого порта Санкт-Петербург, объясняет Константин Сковорода, гендиректор логистической компании «Российские транспортные линии» (РТЛ), партнера Nissan. Пробную партию машин концерн завез напрямую в Петербург еще в 2007 г., а в прошлом году он полностью отказался от их перевалки в финских портах и доставки в Россию автовозами, говорит он.

Когда в середине прошлого года спрос на автомобили резко пошел вверх, многие производители оказались к этому не готовы, вспоминает гендиректор дилерского холдинга РРТ Олег Барабанов. А Nissan, наладившая логистику, по его словам, смогла быстро насытить рынок своими машинами. Сказалось и наличие местного производства, популярный кроссовер X-Trail занимает до трети продаж Nissan, оценивает сотрудник другого дилера. Мария, купившая в середине прошлого года Qashqai, говорит, что на ее выбор повлияло именно наличие автомобиля – на нем можно было уехать из салона в день обращения. Представитель Nissan не ответил на запрос «Ведомостей».

Через Рыбный порт, Первую и Четвертую стивидорные компании, где оперирует РТЛ, свои автомобили в 2010 г. кроме Nissan ввозили Renault, Peugeot-Citroen, Ford, Honda, в этом году к ним присоединились Mazda и Toyota. В прошлом году они завезли этим путем 74 600 машин, из них 58 306 – Nissan. Еще 43 000 машин завез через терминал «Петролеспорта» Rolf SCS, рассказал гендиректор этого логистического оператора Александр Ларин. Этот объем, по его словам, примерно поровну поделили Mitsubishi и Hyundai. Порт Усть-Луга перевалил в прошлом году 65 521 Toyota, Hyundai, Kia и Subaru, из них 39 835 – Toyota, сообщил представитель порта. В 2009 г. через порт прошло 17 000 машин, в том числе 11 155 – Toyota. Toyota постепенно переводит потоки из финских портов в Петербург и Усть-Лугу, сокращая путь до потребителей, говорит представитель «Тойота мотор».

Часть машин через Финляндию экспортирует Ford, говорит представитель концерна, не раскрывая подробностей.

Mazda в 2010 г. после завоза пробной партии отказалась от перевалки через Петербург в пользу Владивостока, откуда вывозит машины железной дорогой – такой путь оказался дешевле и удобнее, рассказывает представитель «Мазда мотор» Мария Магуайр.

Переход из финских портов в российские экономит несколько дней на перевозке и очереди на таможне, объясняет Сковорода из РТЛ. Стоимость доставки сокращается на 100–300 евро на машину, добавляет он. Стоимость перевозки из портов Финляндии до Москвы – около 110 000 руб. за каждый автовоз, из Петербурга – около 50 000 руб., оценивает Ларин.

По словам Ларина, увеличению импорта машин через петербургский порт мешает его ограниченная территория – автомобилям приходится конкурировать за нее с растущими потребностями контейнерных терминалов. Помимо загруженности порта сотрудник одного из импортеров считает тормозом стоимость хранения машин – в Петербурге она вдвое выше, чем в Финляндии, – около 100 евро в сутки за машину. Этой зимой подход к порту был затруднен из-за льда, в Финляндии таких проблем не было, добавляет его коллега, представляющий другой концерн.

Финские порты за последние два года потеряли существенную часть транзитного потока автомобилей, предназначенных для России, констатирует старший советник министерства транспорта и связи Финляндии Ласси Хилска. По его данным, в 2008 г. Ханко, Котка и Турку перевалили 785 000 таких машин, а в 2009 г . – всего 180 000. В прошлом году, по данным министерства, через три порта прошло 187 000 автомобилей для России. В 2011 г. министерство прогнозирует рост перевалки машин на 40%, но прежних объемов уже не достичь – российские порты перехватили потоки, сокрушается Хилска.