Джим Бовензи: General Motors считает Россию одним из приоритетных рынков

General Motors не будет создавать СП c российскими партнерами, чтобы выполнить новые условия промсборки. Сами условия, не понравившиеся иностранным автопроизводителям, позволят GM получить дополнительные льготы
С.Портер

1997

вице-президент Saturn (американский бренд GM) по закупкам и качеству

2000

управляющий директор международного подразделения закупок GM-Fiat

2005

вице-президент по закупкам GM North America

2006

вице-президент по закупкам GM Asia

2009

вице-президент GM International Operations

2010

управляющий директор «GM Россия и СНГ»

Новые требования

В начале 2011 г. правительство России утвердило изменения в правила промсборки – таможенного режима, который позволяет ввозить автокомпоненты по ставке 0–5% (обычная ставка составляет, как правило 15%). Компании, уже пользующиеся этим режимом, получили возможность продлить действие этих правил до 2020 г., в то время как у большинства автопроизводителей эти договоры заканчивались в 2012–2014 гг. Взамен автопроизводители должны были увеличить локализацию производства в течение нескольких лет до 60% (было – сократить на 30% список импортируемых компонентов) за счет создания в России новых компонентных производств, построить или модернизировать сборочные мощности объемом 300 000–350 000 автомобилей в год (было – до 25 000 машин в год), создать в России производства двигателей или коробок передач (такого требования не было) и организовать в стране инжиниринговые центры. Сотрудники иностранных концернов и чиновники правительства рассказывали «Ведомостям», что иностранцы недовольны этими правилами – строительство производства двигателей и коробок будет очень сложно окупить. Однако до конца февраля предварительные меморандумы о продлении промсборки с Минэкономразвития, курирующим этот режим, вместе с General Motors подписали Volkswagen, Fiat, Magna, а также консорциум «АвтоВАЗа», Renault и Nissan и альянс «Соллерса» и Ford. Окончательные соглашения должны быть подписаны до конца мая, и, по словам чиновника Минпромторга, их подпишут все компании, кроме Magna, которая не предоставила документов.

General Motors Company

Автомобильный концерн. Производит автомобили Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Opel, Vauxhall, Wuling, в России представлены марки Chevrolet, Opel и Cadillac. В 2010 г. стал вторым по продажам автопроизводителем в мире – 8,39 млн машин. В России также занял второе место, продав 159 376 машин. В конце 2010 г. провел одно из крупнейших в истории IPO: правительства США и Канады, ставшие основными акционерами при банкротстве в 2009 г., продали акции на $23,1 млрд. Акционеры General Motors – минфин США (35,5%), United Auto Workers (10,3%), Canada Gen Investments (9%). Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): Выручка – $135,6 млрд, Чистая прибыль – $4,7 млрд. Финансовые показатели по России не раскрываются.

Людей не ввозить

GM намерена развивать в России инжиниринговые центры, как того требует соглашение с правительством, но рассчитывает на местные кадры, уверяет Бовензи. Приехавших из-за рубежа инженеров не более пяти, а всего иностранцев на всех площадках GM работает около 40 человек – менее 1,5% от персонала. Зато несколько сотрудников GM из России уехали работать в другие страны – Китай, Швейцарию.

Совет директоров General Motors Company одобрил план компании по расширению бизнеса в России. GM сочла Россию одним из самых приоритетных рынков и готова осуществить рекордные инвестиции, чтобы через несколько лет увеличить производство до 350 000 автомобилей в год с локализацией в 60%. О том, как этот план будет реализован, «Ведомостям» рассказывает Джим Бовензи, президент GM Russia & CIS.

– 17 мая в США прошло заседание совета директоров General Motors (GM), которое одобрило планы концерна по расширению в России. В чем они заключаются?

– Совет директоров одобрил наши планы и дал нам добро на подписание соглашения с правительством, чтобы осуществлять промсборку в России по дополненному постановлению № 166. Как вы знаете, мы подписали соглашение о намерениях, и до конца мая должно быть подписано само соглашение – сейчас мы ведем по этому поводу переговоры с Минпромторгом и Минэкономразвития.

Экспансия GM будет осуществляться по двум направлениям. В Санкт-Петербурге мы расширяем наши мощности до 230 000 автомобилей в год. Мощности нашего СП с «АвтоВАЗом» в Тольятти будут увеличены до 120 000 машин в год. Что позволит нам достичь годового объема производства в 350 000 автомобилей, как требуется по постановлению № 166.

Кроме того, в начале года мы подписали соглашение с ГАЗом, который по контракту будет осуществлять сборку наших автомобилей в Нижнем Новгороде, и тоже включили этот проект для подписания соглашения по 166-му постановлению.

– Какие модели будут выпускаться на расширенных заводах в Петербурге и Тольятти?

– В Петербурге мы сейчас собираем Opel Astra, Opel Antara, Chevrolet Cruze и Chevrolet Captiva. Про новые модели говорить преждевременно, поскольку их запуск запланирован на 2015 г.

В Тольятти мы будем выпускать новое поколение Niva и новую Lada 4x4 для «АвтоВАЗа» – они должны появиться в 2015 или 2016 гг. Новую Niva будет разрабатывать инжиниринговый центр GM в Тольятти, мы будем его расширять. Филиал инжинирингового центра появится и в Санкт-Петербурге.

– Сколько вы вложите в расширение бизнеса в России?

– Пока не подписано соглашение, я не могу озвучивать точные цифры. Могу лишь сказать, что это станет нашей крупнейшей инвестицией в России, значительно превосходящей то, что мы уже вложили. До этого самой большой нашей инвестицией был завод в Петербурге – $300 млн.

– И сколько новых сотрудников вам понадобится?

– Только в Петербурге еще более 1500 человек плюс еще несколько сотен человек в Тольятти.

– На какой стадии сейчас находится разработка новой Niva?

– На начальной: идет проработка концепта, мы обсуждаем, как может выглядеть новый автомобиль. Какие будут двигатели и коробки передач, мы тоже еще обсуждаем – двигатели могут быть как «АвтоВАЗа», так и наши. Точно можно сказать, что мы будем использовать произведенные в России. Позиционирование новых Niva и Lada 4x4 останется таким же, как и сейчас.

– А кто будет делать дизайн новой Niva – вазовские дизайнеры или вы сами? Будете ли вы создавать дизайн-студию в России?

– Пока я не вижу необходимости создавать дизайн-студию в России, мы будем использовать другие ресурсы. Первые рисунки Niva создают российские дизайнеры.

– Почему вы решили начать сотрудничество с ГАЗом?

– У ГАЗа есть свободные производственные мощности и квалифицированный персонал. Соответственно, мы можем очень быстро увеличить выпуск наших автомобилей. В конце следующего года на ГАЗе начнется сборка нового поколения Chevrolet Aveo, планируемые объемы – 30 000 штук в год.

– Только одна марка и модель?

– На ГАЗе – да.

– Будете ли вы продолжать сотрудничество с «Автотором»?

– Это очень хороший партнер, который проделал для нас большую работу, и в будущем мы надеемся расти вместе с ним.

– Возможность покупки или создания СП с «Автотором» вы не рассматривали?

– С «Автотором» в обозримой перспективе мы продолжим работать на контрактной основе.

– Одно из преимуществ, которые получат компании, подписавшие соглашение по постановлению № 166, – возможность ввозить машинокомплекты для SKD-сборки, благодаря чему в России будут выпускаться, например, Nissan и Infiniti. Вы воспользуетесь этим шансом для Cadillac?

– 166-е постановление позволяет собирать 5% автомобилей из машинокомплектов SKD на протяжении трех лет. Хорошо такое иметь. Но пока у «Автотора» есть свободные мощности для сборки Cadillac, мы будем использовать их. Сборку Cadillac на других площадках мы не планируем.

– Постановление № 166 требует наладить выпуск двигателей и/или коробок передач в России. Где вы их собираетесь выпускать?

– По большей части в Тольятти для Niva и Lada 4x4: по 120 000 двигателей и по 120 000 коробок передач. Постановление предписывает, чтобы они обеспечивали 30% от общего объема производства, мы выполняем это требование с запасом.

­– АКПП на новых Niva и Lada 4x4 появится?

– Мы изучаем возможность комплектования новых Chevrolet Niva и Lada 4х4 автоматическими коробками передач.

– Как вы оцениваете ситуацию с поставщиками, она улучшается?

– Даже безотносительно 166-го постановления нам надо увеличивать степень локализации, чтобы быть успешными в России. Философия GM – производить машины там, где мы их продаем. Постановление требует 60%-ной локализации, и мы этого добьемся.

Уровень поставщиков растет, мы довольны тем качеством, что нам дают наши поставщики.

Но работы предстоит много – нам нужны новые поставщики. Мы ввели должность директора по закупкам и контролю качества поставщиков, нанимаем инженеров, которые будут работать с поставщиками. Вопросами локализации у нас будет заниматься более 100 человек.

– Ваших глобальных поставщиков в Россию приведете?

– Мы рассказываем им о тех возможностях, что есть в России. Думаю, что, когда новость о наших планах дойдет до них, энтузиазма у них прибавится. Но повторюсь, мы очень рассчитываем и на российских поставщиков.

– Почти год, пока готовились изменения в режим промсборки, нам рассказывали, что иностранные автопроизводители выступают против – их не устраивали требования по локализации двигателей и коробок передач, требования по созданию в России центров R&D. А что не устраивало конкретно GM?

– Вы знаете, мы очень серьезно изучили постановление и пришли к выводу, что оно нам на руку: снижение пошлин значительное. Другая важная деталь – что у всех есть выбор: присоединяться к этому постановлению или нет. Правительство не говорит: «Вы должны», но предлагает: «Есть возможности для роста, если вы хотите – пожалуйста». Так что у меня действительно нет никаких жалоб. Мы потратили много времени, чтобы проанализировать новые правила, но не для того, чтобы бороться против них. С января этого года изучили шесть или семь альтернативных вариантов нашего развития в России – через создание совместных предприятий, покупку и проч. – и в результате остановились на том варианте, о котором я вам уже рассказал.

– Почему все-таки вы решили не создавать ни с кем СП? Считаете, что местные партнеры к этому еще не готовы?

– У нас уже есть СП с «АвтоВАЗом», в рамках которого мы успешно сотрудничаем. Но когда мы смотрели на расположение, логистические затраты, требования по инвестициям, то решили, что нам выгоднее развиваться дальше на базе уже имеющегося производства в Санкт-Петербурге. Создание потенциальных СП потребовало бы значительных инвестиций, потому что в России не так много избыточных мощностей, которые можно было бы использовать, так что решение развиваться самостоятельно подходило нам лучше всего.

– В конце 2009 г. после внезапного прекращения переговоров по продаже контрольного пакета Opel Сбербанку и Magna некоторые чиновники из российского правительства сочли, что GM поступила нечестно. Были ли у вас какие-то проблемы с нашими властями после того, как вы возглавили GM CIS?

– Нет, министерства, с которыми я работаю с момента приезда в Россию, оказывали нам всяческую поддержку, я не испытывал никаких затруднений. Я думаю, что инвестиции, которые мы намерены сделать здесь, будут одобрены, и они демонстрируют интерес к развитию GM на российском рынке. Я надеюсь, что темные дни уже закончились.

– Многие компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, намерены увеличивать объемы производства. Есть ли у вас понимание, как вы будете решать проблемы с дефицитом персонала, инфраструктуры, мощностей портов и т. д.?

– Во время кризиса многие компании, занимавшиеся автоперевозками, покинули рынок. Но с ростом автомобильной индустрии на этом рынке появляются новые возможности зарабатывать деньги, и транспортные компании будут возвращаться на этот рынок. Что касается портов в Петербурге, я считаю, что их нужно расширять, и это несет большие возможности для бизнеса портовых компаний.

– Какие виды транспорта вы в основном используете – морской, железнодорожный, автомобильный?

– Зависит от того, откуда мы везем комплектующие. Если речь идет об импорте, мы, как правило, используем морские перевозки, но при перевозках из Европы используем и автотранспорт, внутри страны – в основном грузовики.

– У GM была крупнейшая дилерская сеть в России. Как она изменилась за годы кризиса и банкротства материнской компании, каковы ваши планы по ее развитию?

– Она по-прежнему одна из крупнейших. В 2008 г. у нас было около 140 дилеров. Сейчас у нас 154 дилера: все они торгуют Chevrolet, большинство из них также продают Opel, и 28 – Cadillac. Один дилер Cadillac только что открылся в Ростове, еще один на этой неделе откроется в Новосибирске... Наша дилерская сеть – одно из наших конкурентных преимуществ, у нас с дилерами очень хорошие отношения.

– Собираетесь ли вы экспортировать собранные в России автомобили?

– Наш офис отвечает за работу в России и СНГ, и в основном мы сфокусировались на растущем российском рынке, но мы также собираемся заниматься и экспортом в СНГ. Мы уже поставляем туда Chevrolet Niva.

– А есть ли у вас планы поставлять ее в Европу – например, установив туда двигатель Opel и автоматическую коробку передач?

– Сейчас велик спрос на российском рынке, и пока мы не планируем экспорт в Европу. Но, разумеется, мы будем рассматривать такую возможность. Мы не рассчитываем на огромные объемы, но мы считаем, что этот автомобиль может быть довольно успешным в Европе. Так что, как только мы расширим мощности, мы подумаем об экспорте.

– C вашим назначением российский офис, подчинявшийся ранее Германии, был переведен в подчинение Шанхая. Но при этом вам надо координировать свою деятельность и с Opel. Как это сказалось на вашей работе?

– Во-первых, я хочу подчеркнуть, что мы подчиняемся не Китаю, а GM International Operations, штаб-квартира которой находится в Шанхае. Новая схема работает достаточно хорошо. Opel всегда поддерживал нас, они рассматривали российский рынок как хорошую возможность для роста их бренда, так что наши интересы были взаимоувязаны, и мы были удовлетворены работой друг друга.

Есть множество развивающихся рынков, каждый из них уникален, но все они проходят через фазу быстрого роста. Европа, разумеется, более стабильный и зрелый рынок. Люди в производственных командах в GMIO лучше знают, как создавать гибкие производства, ведь когда ты работаешь на быстро развивающемся рынке, ты не знаешь, что тебе потребуется выпускать через несколько лет, и твое производство должно быть гибким и эффективным. Люди, которые в Шанхае занимаются маркетингом, также специализируются на работе именно на развивающихся рынках, они лучше понимают, что происходит в России.

Мы последний год занимались тем, что строили в России единую команду, и были успешны в этом. Марки Opel, Chevrolet, Cadillac, завод GM в Санкт-Петербурге, Тольятти, у нас есть и небольшая команда на «Автоторе» – все мы построили единую команду. Я считаю, что этот интегрированный подход к российскому рынку позволит нам быть более успешными.

– С Шанхаем вы сотрудничаете в основном в области маркетинга, но по вопросам производства – все же с Opel и штаб-квартирой в Детройте?

– Да, а также с GMIO и Кореей. Нам оказывают поддержку вице-президенты GMIO по производству и инжинирингу, используя ресурсы глобальной системы в этих областях. Так что какие-то разработки мы делаем в Корее, какие-то – в США и многое, разумеется, в Европе. Но мы хотим больше инжиниринговых работ выполнять в России.

– Вы работаете в России уже год. Что нового вы узнали для себя здесь как для менеджера и как для человека?

– Россия оказалась приятным сюрпризом для меня, и я рад тому, что нахожусь в Москве, здесь легко жить. И это также хороший опыт.