Москва поможет

Воссозданный год назад институт инвестиционного омбудсмена востребован иностранными инвесторами, но центр решения проблем нужно переносить в регионы, считают в Минэкономразвития. Бизнес не согласен – он хочет больше общаться с федеральными чиновниками

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Институт инвестиционного омбудсмена правительство воссоздало в августе 2010 г. (см. врез). Инвесторы получили право жаловаться первому вице-премьеру Игорю Шувалову и в Минэкономразвития на чиновников и конкурентов.

С августа 2010 г. иностранные компании 71 раз обращались с жалобами к Шувалову и в министерство, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: проблема решена по 50 обращениям, по 21 работа продолжается.

Причинами жалоб становятся, как правило, сразу несколько проблем, говорит Беляков: 26% жалоб — на административные барьеры, 23% — на дискриминацию в регионе в сравнении с местными компаниями, 15% — на превышение чиновниками полномочий, 11% — на недостатки таможенного законодательства, 8% — на проблемы с защитой собственности, 7% — на регулирование торговой деятельности, 3% — на налоговое и миграционное законодательство. После упрощения процедур выдачи виз и разрешений на работу обращений по этим проблемам почти нет, говорит Беляков.

Unilever столкнулась с проблемами в июле 2010 г., вспоминает член совета директоров Unilever в России, на Украине и в Белоруссии Ирина Бахтина: при формировании Таможенного союза часть сырья для производства парфюмерно-косметической продукции и средств бытовой химии неожиданно стала подлежать госрегистрации. Могла остановиться фабрика и компания вышла на Шувалова, говорит Бахтина, проблема была решена к середине ноября, когда вступили в силу поправки в санитарные требования союза.

Груз «Алкоа Россия» стоимостью $1,2 млн был задержан зимой 2008 г. в одном из портов из-за задолженности экспедитора перед оператором порта, рассказывает представитель компании: оператор ссылался на закон «О морских портах». Добиться помощи в надзорных органах и судах компании не удалось, и она обратилась в Минэкономразвития. Груз не только выпустили, но и вместе с Минтрансом удалось поправить подзаконные акты, отмечает представитель компании.

Пример «Алкоа» показателен, говорит Беляков: через решение конкретной проблемы исправляется системный просчет. Многочисленные обращения о проблемах с подключением к сетям стали поводом для упрощения процедуры, отмечает он, а проблемы IKEA — для упрощения строительных правил. Впрочем, компания до сих пор не может открыть построенный в 2007 г. торговый центр в Самаре.

«Лафарж» безуспешно пыталась получить лицензию, позволяющую использовать альтернативные виды топлива, говорит представитель компании: после обращения в Росприроднадзор начались проверки на предприятиях. Компания обратилась к Шувалову — разрешение пока не получено, но «процессы пошли значительное быстрее», отмечает он.

Все опрошенные «Ведомостями» компании отмечают эффективность института омбудсмена. Но можно обойтись и без него, если наладить рабочие контакты между бизнесом и госслужащими, говорит Бахтина: «Сейчас же исполнители в ведомствах избегают обсуждения деталей принимаемых решений, а консультации проводят для галочки». Было бы проще, если бы ведомства просто более ответственно делали свою работу, согласен представитель «Лафаржа».

Центр решения проблем нужно переносить в регионы — большинство неприятностей у инвесторов возникает там, а из Москвы их решать труднее и всем не поможешь, говорит Беляков. Решение проблемы через омбудсмена позволяет это делать — столкнувшись с жалобами иностранцев на федеральном уровне, регионы стараются не допустить рецидива, отмечает Беляков. Но есть и другие примеры, замечает он: «Например, в Брянской области одним инвесторам надавали по шапке после их обращения в центр, а другим отказали в сотрудничестве после подписания договора о намерениях, показав себя ненадежными партнерами». Компании Беляков не называет, связаться с представителем правительства Брянской области не удалось.

Часть проблем можно решать на уровне региона или округа, согласен управляющий партнер по России Ernst & Young Александр Ивлев: «Например, это могут делать инвеступолномоченные в округах, которых назначил президент». Но возможность решить проблему на федеральном уровне должна остаться, уверен он: «бюрократическая машина может давать сбои» и нужна система, позволяющая доводить информацию до людей, которые могут их устранить.