Ориентиры: Остаться без истории

Как только закончился мораторий на снос исторических зданий, снесли два объекта.

Москве за последние 15 лет снесли более 1000 исторических зданий. В Подмосковье почти 6000 объектов исторического и культурного наследия юридически не защищены, поскольку не имеют утвержденных государством зон охраны.

Москва под снос

В столице 18 июня были снесены флигель усадьбы Глебовых – Стрешниковых – Шаховских на Б. Никитской и особняк Феоктистовых на Б. Ордынке, 42.

В мае после незаконного сноса компанией Capital Group Дома Кольбе на Большой Якиманке, 15/20, мэр Москвы Сергей Собянин поручил провести ревизию всех ранее выданных разрешений на строительство в центре столицы и объявил месячный мораторий на снос всех зданий-памятников для проверки законности разрешений на их снос. «Это был самый спокойный месяц для исторической Москвы с 1925 г., когда началась массовая реконструкция города», – вспоминает Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор».

Но в течение этого месяца предпринимались попытки уничтожить исторические здания. Так, три раза горел исторический дом на Садовнической улице, 9, рассказывает Николай Переслегин, советник руководителя комитета по культурному наследию. Уже в начале мая были попытки продолжить снос упоминавшегося флигеля и особняка на Ордынке, 42. Тогда силами «Архнадзора» и Москомнаследия удалось предотвратить ликвидацию зданий.

Хочется надеяться, что со следующего года ситуация кардинально изменится. Правительство Москвы утвердило разработанную Москомнаследием концепцию «Государственная охрана, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия на 2012–2016 гг.», отмечает Николай Переслегин.

В частности, предусмотрен механизм, который будет стимулировать владельцев исторических зданий заботиться об их сохранности. В странах Европы действует система обязательного страхования ответственности владельцев памятников. «Если собственник в оговоренный срок не отреставрировал памятник или ничего не делает для его сохранения, то средства на реставрацию будет выделять страховая компания, которая уже сама будет разбираться с владельцем имущества, – рассказывает Переслегин. – Сотрудникам Москомнаследия больше не придется бегать за такими нерадивыми собственниками, понуждая их к реставрации». Размер страховой суммы пока уточняется, но в любом случае это будет больше $1 млн, говорит он.

Застроить усадьбы

Из примерно 6000 памятников истории и культуры 99% не имеют охранных зон и не защищены юридически, по данным Мособлотделения ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). «Ближнее Подмосковье все застроено, говорить о сохранности территорий памятников уже не приходится», – сетует Евгений Соседов, замруководителя организации.

В 22 городах области сложилась тяжелая ситуация с охраной исторического и архитектурного наследия. Как объясняют в ВООПИиК, на бумаге зоны охраны существуют. Они были разработаны еще в 1980–1990-х гг. Но подмосковное правительство считает эти проекты не соответствующими современному законодательству, а также ссылается на отсутствие средств для разработки и утверждения новых проектов зон.

«Учитывая строительный бум в Подмосковье, утверждать эти зоны правительству области невыгодно, поскольку эти земли сразу выпадают из зоны застройки и не могут быть проданы», – заявляет Соседов.

По его словам, в 2008 г. было принято положение о зонах охраны объектов культурного наследия, которое разрешило разрабатывать проекты охранных зон любым лицам. В результате в Подмосковье сейчас делают это только застройщики. «Если компании надо как-то легально построиться на территории или вблизи памятника, она заказывает проект зон охраны в своих интересах», – объясняет Соседов.

Громкий скандал разразился вокруг музея-усадьбы «Архангельское», территория которой (800 га), по данным ВООПИиК, уже на 80% продана или сдана в аренду. В декабре 2010 г. появился новый проект зон охраны «Архангельского», его заказали администрация Красногорского района и «Земля-экспертиза». Он предполагает сокращение территории памятника в 10 раз и почти полную ликвидацию охранной зоны.

На центральной площади Волоколамска, напротив Кремля, недавно началось строительство многоэтажного торгово-развлекательного комплекса с гостиницей, который перекроет существовавший сотни лет вид на Кремлевский холм и совершенно изуродует панораму города. В Серпухове за два года снесли несколько памятников федерального значения (часть парусиновой мануфактуры начала XVIII в. и здание Солодовенного завода середины XVIII в.).

В крупнейшем архитектурно-парковом комплексе «Гребнево» в Щелковском районе «местные власти продают земли под застройку, в том числе под многоэтажное строительство», рассказывает Соседов.

Продать чужую собственность – такие действия чиновников и застройщиков уже почти не удивляют. Грустно,что 70% опрошенных москвичей не смогли назвать ни одного русского архитектора, ни одного здания, которое им нравится. Таковы результаты социологического опроса, проведенного по заказу Москомнаследия.