"Камаз" ищет новые способы увеличить штат

«Камаз» решил платить премии своим сотрудникам, если они смогут уговорить знакомых устроиться на завод. В июне аналогичная акция позволила «Ижавто» привлечь почти треть нового штата
Bloomberg

«Камаз» впервые прибегает к подобным методам, отмечает представитель компании Олег Афанасьев, но такая практика есть у многих зарубежных автопроизводителей, например у Volvo и предприятий Daimler. Набранные таким образом сотрудники будут более лояльны компании, надеется Афанасьев, ведь рекомендатели будут советовать качественных работников.

Не только для найма

Похожие программы, но для привлечения клиентов в разное время использовали банки и страховщики. Однако они оказывались малоэффективными, отмечает руководитель управления маркетинга «Ингосстраха» Вадим Юрко. Сам «Ингосстрах» отказался от подобных планов из-за негативных отзывов со стороны клиентов: схема, по их словам, слишком напоминала пирамиду.

«Камаз»

Крупнейший в России производитель грузовиков. Основные акционеры: «Ростехнологии» (49,9%), «Тройка диалог» (27,3%), Daimler (11%), ЕБРР (4%). Капитализация – 43,8 млрд руб. Выручка (МСФО, 2010 г.) – 73,8 млрд руб. Прибыль – 763 млн руб.

«Камаз» объявил о новой программе привлечения сотрудников. Если они придут в компанию по рекомендации работника и останутся хотя бы на три месяца (без дисциплинарных взысканий), рекомендатель получит 600 руб. А если новый человек проработает полгода, премия увеличится до 1000 руб.

Сейчас, по словам Афанасьева, общий штат группы «Камаз» – 52 000 человек и компания увеличивает его, поскольку растут объемы производства: в 2011 г. «Камаз» собирается выпустить 38 300 грузовиков, на 19% больше прошлогоднего.

Cколько человек планируется привлечь по новой программе, Афанасьев не раскрывает. Но в мае «Камаз» объявил, что ему нужно 4000 новых работников. Однако привлечь их традиционными методами уже не получается отмечает один из сотрудников «Камаза»: многие из тех, кто оставил компанию в кризис, нашли работу, в том числе на новых предприятиях в регионе, например у «Соллерса».

В кризисном 2009 году, когда производство «Камаза» упало вдвое (до 23 062 грузовиков), компания объявила мораторий на наем новых работников и сократила около 1700 человек. Еще порядка 15 000 уволились сами или ушли на пенсию.

В начале июня аналогичную программу «рекомендаций» запустил «Ижавто», который сократил сотрудников после остановки производства весной 2009 г. Только в июне на «Ижавто» пришли работать 455 человек, в том числе 145 – по рекомендациям знакомых, говорит представитель завода. «Ижавто» тоже рассчитывает, что этот метод позволит привлечь более лояльных компании сотрудников, добавляет он.

Есть похожий опыт и у других российских компаний. Например, в этом году аналогичную программу запустил «Вимм-билль-данн». А «Евросеть» еще в 2007 г. начала программу «Охотники за головами»: сотрудник мог получить 5000 руб. за рекомендованного им продавца или кассира, если тот проработал не меньше трех месяцев, а еще 7500 руб. – если новый работник продержался в компании полгода. Эта программа действует и сейчас, но ее условия изменились, говорит пресс-секретарь «Евросети» Ульяна Смольская. Детали она не уточняет, но отмечает, что число людей, которые приходят в компанию таким образом, сравнительно невелико.