Пример Edison

Вслед за итальянской Edison скидок на российский газ в суде потребовала немецкая E.On

Долгосрочные контракты «Газпрома» предполагают, что клиенты могут требовать пересмотра условий, если ситуация на рынке существенно изменилась. В начале 2010 г. на этих основаниях E.On уже добилась корректировки контракта: до конца 2012 г. компания может закупать часть российского газа по спотовым ценам. Речь идет примерно о 15% поставок, говорил ранее сотрудник «Газпрома». И в 2010 г. эти уступки могли стоить монополии порядка $200 млн, подсчитал аналитик БКС Андрей Полищук.

E.On инициировала судебное разбирательство с «Газпромом» по ценам на газ, рассказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора «Газпром экспорта» Сергей Челпанов. По его словам, переговоры с немецким холдингом длились больше года, но оказались безрезультатными. Тогда E.On решила обратиться к арбитражным процедурам, что предусмотрено контрактом, пояснил Челпанов: «Такое обращение не означает разрыва переговорных отношений. Мы исходим из того, что поиск решения будет продолжен». Представитель E.On подтвердил это, но деталей не раскрыл.

Новые требования E.On выдвинула уже через месяц после первой корректировки, посетовал Челпанов, но требований немецкого госхолдинга не раскрыл. Ранее сотрудник «Газпрома» говорил «Ведомостям», что E.On хочет получать до 100% газа по спотовым ценам (к ним привязаны цены клиентов E.On). Сейчас они ниже газпромовских в среднем на $100–150 за 1000 куб. м, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

При этом, по данным «Интерфакса», в 2010 г. у немецких компаний была самая низкая цена среди всех европейских контрагентов «Газпрома» – около $271 за 1000 куб. м против $331 у Италии.

Катализатором новых требований E.On явилась недавняя победа итальянской Edison, считает Полищук. Компания с конца 2008 г. добивалась скидки от СП «Газпрома» и Eni – Promgas, а в середине прошлого года обратилась Стокгольмский арбитраж. На днях Edison сообщила, что Promgas согласилась на уступки, отметив, что эффект от пересмотра контракта составит около 200 млн евро по итогам 2011 г.

E.On – один из крупнейших потребителей «Газпрома», уступки ей могут стоить монополии несколько миллиардов долларов, отмечает Борисов. Кроме того, переговоры о снижении цен с «Газпромом» ведут итальянская Eni и французская GdF, которые также могут последовать примеру Edison и E.On, добавляет эксперт.