Кластеры для автомобилистов

Краснодарский край планирует к 2014 г. – одним из первых в России – создать автотуристские кластеры. Часть средств уже заложена в федеральную целевую программу

О планах создать сеть автотуристских кластеров заявил замруководителя краевого департамента комплексного развития курортов и туризма Станислав Дешук, выступая на организованном газетой «Ведомости» форуме «Российские курорты. Как стать конкурентоспособными на мировом рынке».

«Ведомостям» Дешук рассказал, что мероприятия по созданию в Краснодарском крае туристического кластера в Геленджике и трех автотуристских кластеров включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)», утвержденную постановлением правительства РФ 2 августа. Край был внесен в ФЦП после обращения губернатора Александра Ткачева в Министерство спорта и туризма РФ, добавил он. Объем финансирования кубанской части программы (должна быть выполнена в 2012–2014 гг.) составит 1,633 млрд руб., из которых 445 млн руб. выделит федеральный бюджет, 133 млн руб. – краевой, 1,055 млрд руб. – частные инвесторы, говорится в ФЦП. Пока точно не известно, как именно эти средства будут распределены между четырьмя кластерами, добавляет Дешук, точные сроки создания кластеров будут известны в конце этого – начале следующего года.

«Автотуристские кластеры давно существуют в Европе, но в России, по моим данным, они будут созданы впервые», – говорит Дешук. «По-моему, автотуристские кластеры будут создаваться впервые», – соглашается начальник отдел стратегического планирования и формирования государственных программ Минспорттуризма РФ Ирина Лукичева. Она уточняет, что появятся они не только в Краснодарском крае. Правда, автотуристские кластеры в других регионах, согласно ФЦП, планируется запустить в 2016–2017 гг. (см. врез.).

«По заказу департамента выполнены архитектурные проекты кубанских автокластеров. Они займут примерно по 0,5–1 га каждый и будут строиться в три очереди: сначала появятся съезды со скоростных трасс, автозаправки, стоянки грузового, легкового транспорта и транзитных туристических автобусов, информационные блоки и детские игровые площадки; вторые очереди будут включать гостиницы (примерно по 30 номеров в каждом кластере) и кафе; последними будут созданы пункты технического обслуживания автомобилей, гостевые домики с автопарковками, малые архитектурные формы, площадки отдыха», – рассказывает Дешук.

Бизнес-плана, по его словам, пока нет, но участие бюджетов должно обеспечить бизнесу привлекательные сроки окупаемости. Средства федерального бюджета будут направлены на строительство и модернизацию систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры и благоустройство общественных пространств; средства края пойдут на разработку проектной документации объектов инфраструктуры, проведение государственной экспертизы, разработку и корректировку сводного плана развития кластеров, уточняет он.

«Сейчас есть семь вариантов размещения кластеров: в Кущевском районе на въезде из Ростовской области, в Павловском районе на пересечении трасс на Армавир и Новороссийск, рядом с Абинском, на северном въезде в Краснодар, в районе Горячего Ключа, в Туапсинском районе и Новороссийске», – продолжает Дешук.

«Это была бы интересная и востребованная услуга, автомобильный поток в Краснодарском крае постоянно растет, и для едущих на курорты нецелесообразно заезжать в города по пути на ночевки. И затраты инвесторов будут невелики, так как от таких объектов ничего сверхъестественного не ждут, они будут типовые или полутиповые», – рассуждает гендиректор ГК «Дон-плаза» Андрей Демишин.

«Автотуристские кластеры – это естественная инфраструктура, которая сейчас находится на «дикарском» уровне. При правильной организации управленческого процесса это был бы очень прибыльный бизнес. В Абрау-Дюрсо есть подходящие площадки для таких кластеров», – говорит глава шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.