BP предъявила миноритарному акционеру-сутяжнику счет

Миноритарному акционеру «ТНК-ВР холдинга» Андрею Прохорову может дорого обойтись тяжба с BP. Структуры и представители последней требуют с истца компенсаций, сумма которых может достичь $2 млн. Цель BP – заставить Прохорова назвать имя заказчика тяжбы, уверены юристы
М.Стулов/ Ведомости

Прошлым летом Прохоров и еще несколько физлиц – миноритарных акционеров «ТНК-ВР холдинга» подали иск в Арбитражный суд Тюменской области к структурам ВР и двум ее представителям в совете директоров российской компании – Питеру Энтони Чероу и Ричарду Скотту Слоану на $16 млрд. Из-за действий ответчиков ТНК-ВР не смогла принять участия в стратегическом альянсе ВР и «Роснефти». Сначала суд санкционировал выемку документов в офисе BP, но затем иск отклонил.

Теперь ВР перешла в наступление. Вчера одна из ее структур – ВР ЕОС обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании с Прохорова судебных расходов в размере 22 млн руб., сообщил «Ведомостям» адвокат Константин Лукоянов, представляющий интересы британской компании. В ближайшие дни «дочка» ВР планирует увеличить сумму требований, подав иск о компенсации ущерба, связанного с простоем во время летнего визита судебных приставов, говорит Лукоянов. По предварительным оценкам, сумма требований составит порядка 7 млн руб. (около $240 000).

«Директора ВР в одном шаге от предъявления миноритариям аналогичных требований», – сообщил адвокат Алексей Мельников, представляющий интересы Слоана. Их точная сумма пока не определена. По предварительным оценкам, она составит сотни тысяч долларов, говорит он.

Цель требований – не только взыскать ущерб, но и привлечь к ответственности истинных инициаторов иска, сказал Мельников. Это подтверждает и Лукоянов.

Случаи, когда под давлением встречных исков так называемые подставные лица признаются в своей роли в процессе и раскрывают истинных инициаторов, не редкость, говорит арбитражный управляющий Евгений Сенченко. Ключевую роль здесь играет сумма требований, отмечает он: если она невелика, инициаторам нападок проще заплатить «за молчание».

Если под угрозой встречных исков миноритарии назовут заказчиков процесса, привлечь их к ответственности в российских судах будет невозможно, говорит партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин: все бремя за подачу необоснованных исков будут нести только сами истцы. Зато в международных судах инициаторам процесса избежать последствий не удастся, считает юрист: в Лондоне ВР сможет потребовать очень серьезной компенсации. «Репутационный ущерб будет колоссальный, поэтому, если у процесса и есть заказчики, им будет дешевле заплатить за миноритариев в России», – считает Рохлин.