Водораздел построен

Консорциум по развитию делового образования в России вчера принял первый вариант негосударственного стандарта программ MBA в России и опубликовал первый список аттестованных школ. Пока и требования, и список мало отличаются от тех, что были при госаккредитации
М.Стулов/ Ведомости

С этого года вступили в силу поправки к закону об образовании, отменяющие дипломы государственного образца выпускникам программ дополнительного образования (MBA).

Но готового рецепта, как улучшить практическую ориентированность программ бизнес-обучения, у профессиональных сообществ и школ бизнеса нет. Вчера в предварительные правила аккредитации были внесены такие обязательные условия, как участие бизнеса в разработке и реализации программ, наличие его представителей в наблюдательном совете школы (это уже есть в «Сколково», Высшей школе менеджмента СПбБГУ и «Мирбисе»), участие бизнесменов в защите проектов выпускников, стажировки в компаниях. Кроме того, были изменены параметры самих программ, что, по мнению Сергея Мясоедова, впервые в российской практике провело водораздел между вторым высшим образованием и MBA: длительность вторых сокращена с 2 лет и 1000 аудиторных часов до 1,5 года и 600 часов. В остальном стандарты будут приближаться к международным правилам аккредитации и требованиям бизнеса, обещает Мясоедов.

Кто в AMBA

1. Высшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ 2. Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС 3. Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС 4. ЛИНК 5. ИМИСП (Санкт-Петербургский международный институт менеджмента) 6. «Мирбис» 7. Московская школа социальных и экономических наук – Kingston Russia MBA 8. «Синергия» 9. «Интеграл» РЭУ им. Плеханова 10. Kingston University 11. Grenoble Graduate School of Business 12. Vlerick Leuven Gent Management school

«Нигде в мире, кроме России и Казахстана, государство и не контролировало программы MBA – это делают профессиональные ассоциации вместе с деловым сообществом», – говорит президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), декан бизнес-школы ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов. РАБО инициировала создание консорциума по развитию делового образования в России, учредителями которого помимо этой ассоциации стали 20 января РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и Ассоциация российских банков. Его главная цель – разработать и поддерживать в дальнейшем стандарты в области дополнительного бизнес-образования.

Начал консорциум с утверждения первого списка аттестованных им школ бизнеса (см. на www.vedomosti.ru). Пока это формальность, порядок вхождения в список был заявительный, и в него вошло 54 школы. Это почти все школы, которые уже имели госаккредитацию, но у части она закончилась в прошлом году, у некоторых закончится через год или два. Чтобы устранить возникший лицензионный вакуум на рынке, где многие кандидаты при выборе программы принимали во внимание наличие диплома государственного образца, РАБО и предложила консорциуму выдать временную аттестацию на срок 2012–2014 гг. всем желающим школам из числа уже аккредитованных Минобрнауки. К 2014 г. будет готова новая методика аккредитации, которую от имени консорциума будет делать Национальный аккредитационный совет по деловому образованию в России.

«У нас пока самое общее представление о том, как будет работать консорциум, – делится исполнительный вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. – В стране бизнес существовал отдельно от бизнес-образования, но бизнес-сообщество обязательно должно влиять на MBA в России».

«Деловое сообщество в первую очередь интересует не то, на каком бланке диплом и какие на нем печати, а каково качество выпускников, – говорит Марина Москвина, директор по трудовым отношениям РСПП, представитель этой ассоциации в консорциуме. – Главная проблема российского бизнес-образования – в его оторванности от бизнеса».

Сейчас в России работает 12 школ (из них три – нероссийские), имеющих аккредитацию международной ассоциации AMBA со штаб-квартирой в Лондоне (см. врез). «У нее наиболее щадящие условия аккредитации, поэтому наши лучшие школы только начинают работу с двумя другими наиболее влиятельными международными ассоциациями – европейской EQUIS и американской AACSB», – говорит Мясоедов. В мировой практике только одновременное членство во всех трех ассоциациях является обязательным условием участия в рейтинге Financial Times и некоторых других.

По действующему теперь законодательству участники рынка могут создавать сколько угодно ассоциаций и систем аккредитации, например, в Испании их несколько.