Обошлись без ФАС

Владелец «Трансер­виса» Александр Бойко продал свою нефтебазу «Газпром­нефть-терминалу» («внучка» ОАО «Газпром нефть») и тут же взял ее в аренду

ООО «Газпромнефть-терминал»

Оператор нефтебаз. Владелец – ОАО «Газпромнефть-Тюмень» (100%). финансовые показатели (данные «СПАРК-Интерфакса», 2010 г.): чистый убыток – 2,7 млн руб. Находится в процессе преобразования в ЗАО (данные ЕГРЮЛ, 2.12.2011).

Три новосибирских трейдера рассказали «Ведомостям», что нефтебаза «Трансервиса» перешла под контроль «Газпром нефти» и с начала года они там получают газпромовский продукт. Бойко подтвердил, что продал нефтебазу компании «Газпромнефть-терминал». Когда закрыта сделка и какова ее стоимость, он не сообщил. Владелец местной сети АЗС оценил ее в $3–4 млн. Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг – в $4–5 млн.

Нефтебаза расположена в Кировском районе Новосибирска, располагает резервуарным парком в 8000 т ГСМ, железнодорожными подъездными путями, собственной лабораторией испытания качества топлива, парком бензовозов. Это крупнейшая нефтебаза в Новосибирске. Резервуарные мощности ближайших конкурентов – НБК «Кировское» (принадлежит сети АЗС «Синтез») и «Меган» (сеть АЗС «Стандарт») – отстают по объемам вдвое (см. также врез).

У «Газпром нефти» девять нефтебаз в Новосибирской области (принадлежат ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»), вновь приобретенная – первая в областном центре. Местный трейдер оценивает суммарное ежемесячное потребление ГСМ в Новосибирске в 35 000–40 000 т.

Осенью 2011 г. Бойко продал «Газпромнефть-Новосибирску» сеть из 16 АЗС. Эту сделку ФАС одобрила, но отказала «Газпром нефти» в приобретении 25% голосующих акций ЗАО «Союзнефтепродукт», которое занимается оптовой торговлей топливом (принадлежит Бойко). «Заявленная сделка приводит к ограничению конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов и возникновению доминирующего положения заявителя («Газпромнефть-Новосибирск») в границах Новосибирской области», – сказано в решении ФАС.

Нефтебазу купила другая структура «Газпром нефти» – «Газпромнефть-терминал». Предприятие управляет сетью нефтебаз нефтяной компании. После продажи АЗС нефтебаза Бойко стала не нужна, говорит владелец местной сети АЗС. «Было очевидно, что он продаст нефтебазу – и продаст именно «Газпром нефти», поскольку сегодня она единственный оптовый продавец нефтепродуктов на новосибирском рынке», – продолжает он. Другой участник рынка рассказал, что эксплуатирует нефтебазу по-прежнему «Союзнефтепродукт» («дочка» «Трансервиса»), поскольку у «Газпром нефти» нет лицензии на эксплуатацию нефтебазы. Бойко подтвердил, что «Союзнефтепродукт» арендует нефтебазу: «Мы платим «Газпром нефти» символическую арендную плату, а она оплачивает нам перевалку нефтепродуктов и работу сотрудников».

Бойко уверен, что не нарушил антимонопольное законодательство: «Газпромнефть-терминал» – другое юрлицо, на новосибирском рынке она никак не представлена, поэтому нам не требовалось одобрения ФАС, достаточно было только уведомить антимонопольное ведомство».

Пресс-служба «Газпром нефти» от комментариев отказалась.

Начальник отдела антимонопольного контроля Новосибирского управления ФАС Галина Даниленко о сделке не знает. Сотрудница пресс-службы ФАС России Ирина Луценко говорит, что уведомления о ней ведомство не получало. Партнер White & Case Григорий Чернышов сомневается, что сделка не требовала предварительного согласования в ФАС. «Все зависит от величины активов продавца и покупателя, если они превышают установленные антимонопольным законодательством нормы, то такая сделка должна быть согласована с ведомством. Мне не верится, что в данном случае величины не были достигнуты. Такого просто не может быть. Величина активов считается по группе лиц продавца и по группе лиц покупателя. В данном случае одна «Газпром нефть» обладает такими активами, что сделка, скорее всего, требовала предварительного согласования c ФАС», – считает юрист.