Реклама по подписке

Платные телевизионные каналы стремятся брать деньги и с подписчиков, и с рекламодателей – фактически показывают зрителю рекламу за его же деньги. Это не нравится операторам: МТС уверяет, что именно она избавила от телемагазина зрителей National Geographic

Это не первый рекламный конфликт между кабельными операторами и каналами. Весной этого года оператор «Акадо» не продлил договор с телекомпанией «Стрим» (входит в «Систему масс-медиа», СММ, а последняя – в АФК «Система»). «Стрим» всегда довольно дорого продавал свои каналы («Охота и рыбалка», «Вопросы и ответы», «Психология 21» и другие) операторам из-за того, что сам создавал весь контент для них, говорит представитель «Акадо» Денис Рычка. По его словам, перезаключая договор на этот год, «Акадо» предложила «Стриму» существенно снизить стоимость контракта, указав среди прочего и на то, что у «Стрима» появились другие источники заработка в виде телемагазинов. «Дочка» СММ не согласилась, и с 1 марта каналы из сети исчезли.

Рубль на рекламе, три – с подписчика. 321

миллион долларов – столько всего заработали в 2011 г. платные каналы в России

250

миллионов долларов – столько принесла платным каналам подписка

71

миллион долларов – столько принесла платным каналам реклама. Источник: J’son & Partners Consulting

Количество подписчиков National Geographic в России превысило 11 млн, сообщила Fox International Channels (FIC, занимается производством канала). В связи «с достигнутым уровнем дистрибуции FIC пересматривает рекламную стратегию» и отказывается от телемагазинов, добавила компания. National Geographic перестал показывать телемагазины не по собственному желанию, а по требованию МТС, уверяет директор по фиксированному бизнесу и ТВ этого оператора Дмитрий Багдасарян. Представитель «Телко медиа» (дистрибутирует National Geographic в России) отослал «Ведомости» к пресс-релизу канала и отказался от комментариев.

МТС – третий в России оператор платного ТВ по количеству подписчиков (почти 3 млн на конец 2011 г.) после «Триколора» и «Ростелекома». National Geographic входит в топ-20 самых популярных кабельных каналов в России и включен в базовый пакет МТС.

До середины прошлого года на National Geographic было минимальное количество рекламы, рассказывает Багдасарян, канал, как и большинство его платных конкурентов, зарабатывал на лицензионных отчислениях операторов с каждого абонента. По оценке одного из операторов, National Geographic получал около 1 млн руб. в месяц. Прошлым летом National Geographic начал транслировать телемагазины, т. е. передачи, напоминающие расширенные рекламные ролики, где зрителей призывают купить товар с доставкой на дом. Так чаще всего продвигаются товары повседневного спроса, прежде всего для женщин, – посуда, чистящие средства, мелкая бытовая электроника.

Новая политика канала не подходила МТС, говорит Багдасарян: при переходе National Geographic на рекламную модель канал едва ли бы пользовался высоким спросом у абонентов МТС, что потенциально могло сказаться на привлекательности базового пакета этого оператора и дать неправильный пример всему рынку платного ТВ. Встал вопрос о пересмотре условий договора или об исключении канала из сети МТС, объясняет Багдасарян, но после переговоров FIC отказалась от телемагазинов.

«Акадо» сейчас резко сокращает расходы на закупку контента и предложила «Стриму» передать права трансляции бесплатно, возражает представитель «Стрима» Анастасия Казакова, претензия по телемагазинам на переговорах не звучала. Рычка говорит, что бесплатная передача прав была лишь одним из вариантов, предложенных «Акадо».

Операторы уже несколько лет буквально выкручивают руки производителям и дистрибуторам платных каналов, стараясь максимально сбить цены, указывает Мираб Габуния, гендиректор российского подразделения NBC Universal (каналы Universal Channel, Syfy Universal, Diva Universal, 13th Street Universal): за 10 лет выплата с одного абонента у топовых каналов снизилась с $0,2 до $0,05 в месяц. «Каналы пытаются выжить, и реклама – дополнительный источник заработка, но и она не компенсирует потерь от такого снижения выплат», – заключает Габуния.

Выплаты с одного абонента каналам действительно снизились, но за последние пять лет и число каналов в российских кабельных сетях увеличилось с 70 до более чем 300, а средний доход с абонента (ARPU) у операторов остался практически на прежнем уровне (около 420 руб.), эти деньги надо распределять между большим числом каналов, объясняет Рычка. С другой стороны, кабельных операторов, а соответственно, и покупателей у каналов в России тоже стало заметно больше, говорит он.