Цифра недели: 10%


С правовой точки зрения российская экономика фактически выведена из-под суверенитета Российской Федерации, написал в статье для «Ведомостей» председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев. По данным опроса, проведенного этим адвокатским бюро, российский бизнес всего 10% значимых сделок готов совершать в российской юрисдикции; главным же образом используется английское право.

А председатель комитета Думы по экономической политике Евгений Федоров, единоросс, как-то заявил, что 95% крупной российской промышленности находится в иностранной юрисдикции.

Почему так – хорошо известно: в иностранных юрисдикциях стабильная правовая система, скромные или даже ничтожные расходы на ведение бизнеса, как минимум понятный, а в некоторых случаях и весьма щадящий налоговый режим, хорошая доступность капиталов и т. д. В России, что тоже никакой не секрет, наоборот: частые правовые новации и мотивированные решения судов, высокая (главным образом неофициально) стоимость ведения бизнеса, волюнтаристский налоговый режим, сложности с привлечением инвестиций и т. д.

Спрашивается: и что в этом плохого? Ну не нравится российскому предпринимателю работать через российские структуры – и пусть себе: бизнес-то физически находится в России; не все, но большую часть налогов здесь платит; от внимания правоохранительных структур ускользнуть никак не может; и даже, как показали две последние выборные кампании, поддерживает действующую власть – иначе как бы она набрала столько голосов? Российские юристы понятно почему тревожатся: клиенты уходят к западным конкурентам, денег меньше.

Властям предержащим тоже недостаточно денег: часть налогов не достается российской казне. Но тут как раз такой случай, что можно было бы не возмущаться уходом бизнеса в иностранные юрисдикции, а взять их в качестве образца – в особенности если есть настоящее желание построить Международный финансовый центр в Москве и подняться из низов списка Doing Business.

Ну хорошо, хотя бы надо попытаться сделать так, чтобы российский бизнес не пугался внимания властей, как это сейчас происходит. О крупнейших, что государственных, что частных, говорить нечего: шагу, кажется, ступить не могут без высочайшего одобрения; средние же стараются обзавестись связями в верхах, чтобы как-то отбиваться в экстренных ситуациях, а в обычной жизни – спрятаться куда подальше и не высовываться.