Нормативно-паровой акт

Власти Татарстана думают, как сделать автозаправки экологичнее. Может даже появиться распоряжение республиканского правительства, которое обяжет владельцев АЗС потратиться на дополнительное оборудование

Немецкая компания TST вчера показала президенту Татарстана Рустаму Минниханову новейшую установку, которая улавливает пары бензина при его перекачке из цистерн на АЗС и из бензоколонки в автомобиль. Оборудование установлено на одной из шести АЗС «Татгазсервиса» (принадлежит ОАО «Таиф») в Казани. Пары не просто собираются, а конденсируются обратно в бензин: на 1000 л бензина 15 л возвращается из паров, рассказал директор TST по странам Восточной Европы Вольфганг Дюрфельд.

Начальник ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан» Роберт Гилязиев и руководители «Таифа» предложили президенту разработать нормативно-правовые документы, которые обязывали бы владельцев АЗС в крупных городах устанавливать оборудование по сбору паров. «Экология прежде всего», – согласился Минниханов. А для начала предложил заняться модернизацией «своим» – «Таифу», «Татнефти», «Татнефтепродукту».

В «Правилах технической эксплуатации автозаправочных станций» есть рекомендации по установке систем рекуперации (сбора) паров бензина, а госсовет РТ вправе принять об этом и законодательные акты, объяснил «Ведомостям» Гилязиев. Природоохранное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, а значит, республика может ввести такие законодательные акты, подтверждает директор департамента юридического агентства «Юнэкс» Оксана Далидан.

По словам Гилязиева, придется переоборудовать около 270 заправок Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и Нижнекамска.

Руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов согласен, что без нормативных актов не обойтись: если останутся рекомендации, многие бизнесмены будут экономить на экологии, а те, кто поставил оборудование, проиграют.

По словам Гилязиева, оборудование TST, которым обзавелся «Татгазсервис», в России больше никто не использует. Установка за 2,5 млн руб. окупится не скоро – через 10–12 лет, говорит генеральный директор «Татгазсервиса» Аслан Хашиев.

Гилязиев советует поискать подобное отечественное оборудование – подешевле. Системы сбора паров бензина используются на заправках «Роснефти» и «ТрансАЗС», сказал главный эксперт УК «Финам-менеджмент» Дмитрий Баранов, но российского производства или импортные, он не знает. Уточнить это в «Роснефти» и «ТрансАЗС» вчера не удалось.

Баранов вспомнил продавца отечественного оборудования – московскую компанию «Статус». Сотрудница «Статуса», отказавшаяся назвать себя, сообщила, что оборудование (оно называется «Эрест»), которое разработал МГТУ им. Баумана, не удалось продвинуть на рынке и сейчас компания его не продает. По ее словам, с таким объемом рекуперации, как у TST на АЗС в Казани, установка «Эрест» стоила бы 500 000 руб.

«Как показывает практика, все издержки, которые несут владельцы АЗС, будь то огромные административные штрафы, наложенные антимонопольным комитетом за искусственный рост цен на бензин, или стоимость нового чудесного оборудования, оплачиваются рядовыми автовладельцами», – говорит Далидан. Хашиев утверждает, что переоборудование АЗС не повлечет увеличения цены на бензин.