Путин не помог дорогам

Денег, выделяемых бюджетом, на выполнение предвыборных обещаний Владимира Путина не хватит для развития дорожной сети. Главная задача для государства – ремонт трасс

С 2014 г. расходы на содержание и ремонт федеральных трасс наконец достигнут уровня, установленного нормативами, но на строительство новых дорог денег по-прежнему будет не хватать, следует из расчетов Росавтодора, с которыми ознакомились «Ведомости» (см. таблицу).

По утвержденным бюджетным проектировкам расходы на строительство дорог начинают сокращаться с 2014 г. Минфин согласен увеличить финансирование на 26,7 млрд руб. в 2014 г. и 63,2 млрд в 2015 г., рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Эти деньги будут потрачены на выполнение задач из предвыборных статей и первых указов президента Владимира Путина, объясняет сотрудник аппарата правительства. В статье об экономике Путин обещал поддерживать инфраструктурные проекты, чтобы обеспечить «транспортную связанность» страны.

Увеличение финансирования дорог можно только приветствовать, но все равно нарастить инвестиции в строительство новых дорог не получится, сетует федеральный чиновник, занимающийся инфраструктурой. По расчетам Росавтодора, благодаря дополнительным тратам удастся обеспечить небольшой номинальный прирост капитальных затрат в 2014–2015 гг. в сравнении с уже утвержденным планом. А с учетом инфляции объем расходов в ближайшие годы будет стагнировать, а затем снижаться, замечает федеральный чиновник, достаточно посмотреть на удельный вес дорожных расходов в ВВП. Представитель Росавтодора не смог оперативно прокомментировать эти расчеты, но и не опроверг их.

К 2015 г. после временного увеличения благодаря крупным инвестициям в олимпийские проекты сокращаются все госрасходы на транспорт, указывают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в докладе об основных направлениях бюджетной политики: с 2,2% ВВП в 2011 г. до 2% через четыре года. Только на дорожное хозяйство в 2013 г. нужно тратить почти втрое больше – 1,8% ВВП против запланированных пока 0,68% ВВП, рекомендуют авторы доклада, а к 2015 г. расходы должны достигнуть 2,3% ВВП. При этом, по оценкам ВШЭ, на строительство федеральных трасс следует выделять дополнительно по 250 млрд руб. в год: на эти деньги можно было бы построить 500–550 км федеральных магистралей с 4–6 полосами (сейчас общая протяженность федеральных трасс – чуть более 50 000 км).

Нынешний дорожный бюджет проблему строительства новых трасс не решает, констатирует федеральный чиновник. Главная цель сейчас – выход на нормативное финансирование ремонта и содержания, так что это бюджет развития, а не просто попытки остановить деградацию инфраструктуры, комментирует данные Росавтодора высокопоставленный чиновник Минтранса. А потом приоритет будет у строительства новых дорог, добавляет он.

Выгоды от развития инфраструктуры распространяются по всей экономике, указывают аналитики Goldman Sachs в отраслевом обзоре: первыми выигрывают подрядчики и поставщики стройматериалов, в дальнейшем рост плотности дорожной сети поможет строителям и девелоперам освоить ранее не использованные территории, ритейлеры оптимизируют транспортные издержки, а экономический рост увеличит налоговые поступления в бюджет.

Но пока отдача от вложений в инфраструктуру невелика, указывает Всемирный банк: в рейтинге экономик по качеству транспортно-логистического потенциала показатели российской инфраструктуры в среднем на 0,5 балла ниже (из 4 возможных), чем у стран с сопоставимыми доходами на душу населения.