Суть дела: Правила должны быть выгодны гражданам, а не губернатору

Агентство стратегических инициатив (АСИ)

Создано в форме автономной некоммерческой организации в соответствии с распоряжением правительства РФ от 11 августа 2011 г. Ставит задачей в т.ч. продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере. С начала 2012 г. наблюдательный совет АСИ рассмотрел 409 проектов, одобрил – 45.

Первой и, наверное, главной нашей задачей на следующий год, на ближайший период будет окончание разработки этого первого пакета «дорожных карт», которые напрямую отражают ключевую проблематику в регулировании и ведении бизнеса в России. Я надеюсь, что в первом квартале мы эту работу закончим и неминуемо ключевым приоритетом для нас станет мониторинг.

Детализация «дорожных карт» – это очень большой объем оценочных мероприятий, мониторинга. Роль агентства – поставлять честную и прозрачную информации о реальном влиянии действий правительства, которые были им произведены. Наша задача организовать мониторинг так, чтобы было абсолютно понятно: то или иное действие повлияло хорошо или плохо или никак. Если никак, тогда уже наши коллеги из Миниэкономразвития будут думать, что изменить. Наша задача быть честным партнером. И, конечно, мы не сможем этого делать без бизнеса, без совместных рабочих групп, без деловых объединений.

Второй приоритет – у нас заканчивается пилотирование регионального стандарта по улучшению инвестиционного климата (стандарта деятельности региональных администраций). Уже сейчас понятно, что этот стандарт задает некую минимальную планку сервиса для инвестора, которая должна быть в каждом регионе.

В следующем году мы рассчитываем приступить к внедрению стандарта во всех регионах Российской Федерации, понимая при этом два момента. Первое – что регионы разные и нам придется серьезно подумать о том, что должно быть в районах Крайнего Севера, а что, например, в Сибири и на Дальнем Востоке или на Северном Кавказе. Какие могут быть внесены [стандарт] изменения без потери качества, без потери содержания. И также понятно, что любой документ, стандарт, любые правила, которые мы предлагаем региональной администрации, должны быть выгодны. Выгодны не губернатору и не вице-премьеру по инвестициям, а гражданам региона, где работа с инвесторами происходит. Мы будем предлагать правительству решения, но совершенно очевидно, что нам нужно попробовать так настроить (я не говорю изменить) систему межбюджетных отношений, чтобы жители региона понимали, как работа губернатора по привлечению инвесторов влияет конкретно на их жизнь: на детские сады, на школы, на дороги. Что это не что-то отдельное от жизни региона. Что эта работа приводит к повышению благосостояния граждан.

Третий приоритет – инструменты. На сегодняшний день мы видим достаточно большое количество инструментов поддержки бизнеса в стране. Не скрою, мы очень боимся, что дальнейшее его увеличение может банально привести к иждивенческим настроениям, когда бизнес ничего не должен. Но извините, если мы предприниматели, если вы предприниматели, нельзя строить свой бизнес исходя исключительно из того, что есть господдержка. В принципе нельзя. Господдержка должна усиливать, ускорять, но она не должна быть единственным условием существования бизнеса. Конечно, в определенных сферах нам господдержка нужна. Это касается модернизации рабочих мест. Это касается, например, индустриальных парков, которые по-новому позволяют сформировать промышленные зоны – в современном их ключе. Это касается инструмента, которым мы будем заниматься, связанного с поддержкой стартапов. То есть мы будем последовательно прорабатывать и предлагать правительству и президенту инструменты, связанные с поддержкой бизнеса.

Но Агентство стратегических инвестиций ни в коем случае не может претендовать на какие-то сверхкомпетенции. То, на что будем обращать внимание мы, это наличие равных возможностей. Если есть инструменты, ими должно иметь возможность воспользоваться максимальное количество предпринимателей. То есть это не должно быть каким-то эксклюзивом. И это не должно быть инструментом, знаете, который проще не трогать. У нас есть ряд таких фондов, которые, к сожалению, пока даже не реализуют свою деятельность, поскольку у них там такая забюрократизированная процедура, что к ней подойти страшно.

Четвертый приоритет в нашей работе – это часть наших «дорожных карт». «Дорожная карта» по национальной системе компетенций и квалификаций. Я выражу мнение, наверное, всех моих коллег в агентстве, что это самая сложная карта. Но она должна привести к новой модели отношений между образованием и работодателями и профессиональным сообществом. Ее реализация не повлияет на рейтинг Doing Business или какой-то еще рейтинг в течение года, двух, трех лет. Но, если мы сможем обеспечить качество образования, сопоставимое со стоящими перед страной задачами, это позволит нам планировать на десятилетия вперед и ставить действительно долгосрочные цели.

И последнее. В агентстве есть направление социальных проектов. Казалось бы, как связан бизнес-климат с социальными проектами? На самом деле еще как связан. Помимо хорошего инвестклимата и хороших возможностей для поддержки инвесторов, вопросы школ, больниц, социальной сферы будут тем больше выдвигаться на первый план, чем лучше у нас будут жить люди. Здесь сложность для нас в том, что нет очевидных хороших и плохих решений. Если мы смотрим на «дорожную карту» в строительстве, мы понимаем, что 400 дней на выдачу какого-то разрешения – это плохо, а 50 дней – было бы хорошо, а 20 дней – еще лучше. А в социальной сфере, конечно, нет таких однозначных ориентиров хорошего. Поэтому здесь агентство будет предлагать инструменты доступа, прежде всего малого бизнеса, в социальную сферу. В негосударственное дошкольное образование, в частные клиники и так далее. И делать это очень аккуратно. Мы попробуем в этом направлении найти какие-то ориентиры в следующем году. Может быть, сделать несколько простых решений, но таких знаковых, которые позволят нам уже дальше выстраивать долгосрочную стратегию.

Но самое главное не то, чем мы планируем заниматься; самое главное – то, как мы это планируем делать. И главным приоритетом для агентства является еще и способ принятия решений. Этот способ реализован в рабочих группах, в экспертных группах в регионах по внедрению стандарта. Ключевое слово – «доверие». То, что мы должны делать – это формировать доверие между предпринимателями и чиновниками, формировать ощущение общих интересов.