Браудер против Лондона

Основатель Hermitage Capital Билл Браудер не хочет судиться в Лондоне с бывшим следователем Павлом Карповым

Браудер не видит оснований судиться с Карповым в Высоком суде Лондона, говорится в отзыве представителей инвестора на иск бывшего российского следователя (копия есть у «Ведомостей», датирован 18 декабря).

С мая прошлого года Карпов подал в Королевскую скамью Высокого суда Лондона два иска к Браудеру, Hermitage Capital и Джемисону Файерстоуну, управляющему партнеру Firestone Duncan, в которой работал умерший в сизо юрист Сергей Магнитский.

Карпов хочет получить возмещение ущерба, причиненного ему голословными утверждениями, которые содержатся в опубликованной в интернете статье «Российское преступление века» и видеороликах Russian untochables, следует из имеющихся в распоряжении «Ведомостей» материалов дела. Кроме того, он просит суд запретить распространять порочащие его заявления. Сумму компенсации Карпов предлагает определить суду.

Ответчики, в частности Файерстоун, называли Карпова участником группировки, похитившей из российского бюджета более $230 млн. Файерстоун также считает Карпова одним из инициаторов взятия под стражу Магнитского. В одном из видеороликов Russian untochables утверждается, что Карпов владеет имуществом на сумму свыше $1 млн.

Еще в августе представитель Hermitage и Браудера говорил «Ведомостям», что ответчики «ждут возможности представить факты дела независимому суду». Но в отзыве на иск они доказывают, что иск не должен рассматриваться в английском суде.

Цель иска – давление на Файерстоуна и Браудера, Карпов пытается заставить их потратить много времени и денег на защиту, говорится, в частности, в отзыве. У Карпова нет сколько-нибудь значительной репутации в Англии, соответственно, она не может пострадать, считают ответчики.

Использование процессуальных уловок на месте Браудера «непонятно», считает партнер Gololobov & Partners Дмитрий Гололобов: ведь у него появился отличный шанс доказать свои обвинения независимому суду. Гололобов связывает такой ход с опасением Браудера проиграть процесс. Прямых доказательств вины Карпова, скорее всего, не будет, зато бывший следователь может представить достаточно свидетелей и документов из России, замечает он. Если же суд уличит Браудера в распространении порочащих сведений, то под сомнение попадет вся кампания со «списком Магнитского» (список чиновников, причастных к смерти юриста, которым, по мнению Браудера, должен быть запрещен въезд в США), объясняет Гололобов. По словам партнера Goltsblat BLP Елены Трусовой, ответчику придется подтверждать заявления документами, а это непросто сделать, не имея официальных материалов, например, следственной проверки.

Адвокат Карпова Джеральдина Праудлер не ответила на вопрос о причинах выбора юрисдикции. Она ограничилась комментариями, что Карпов не имел отношения к расследованию дела Магнитского, не принимал решения о его заключении под стражу, а сам Магнитский ни в чем не обвинял его на допросах. Представитель Браудера на запрос «Ведомостей» не ответил.