От редакции: Прояснить чувства


Как и обещал Владимир Путин своему Совету по правам человека, законопроект о защите чувств верующих отправлен на доработку. Правительство в своем заключении сочло, что новая статья «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан» в Уголовном кодексе не нужна, а наказывать за подобные оскорбления можно и по существующим статьям после их легкого редактирования.

Ранее на неопределенность формулировок законопроекта и дублирование нынешних статей УК указывали Верховный суд, президентский Совет по правам человека и Общественная палата (подробнее см. статью на стр.03).

Действительно, понятия «мировоззренческая символика» и «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» отсутствуют в законодательстве. Правда, подобные вещи законодателей в последнее время не смущают. Что же остановило Путина, очевидно главного заказчика слаженной работы Госдумы?

Законопроект «о кощунстве» был нужен для оправдания, пусть постфактум, скандального процесса над группой Pussy Riot и удовлетворения консервативной части общества и истеблишмента. Во время процесса, напомним, относительное большинство (32%) россиян, опрошенных «Левада-центром», были уверены, что девушек судят за кощунство, а не за хулиганство (22%).

Большинство новых репрессивных законов выполняют функцию политических сигналов – флажков, за которые выходить нельзя. Их неопределенность только усиливает возможность будущего применения в ручном режиме; к реальному правоприменению они могут иметь отношение, а могут и не иметь. Девушки из Pussy Riot получили приговор по старым статьям УК; арестованные участники марша протеста 6 мая обвиняются также по старым статьям.

Возможно, в Кремле посчитали, что консервативная часть общества на данный момент достаточно отмщена. Впрочем, серия отрицательных заключений не означает, что на законе поставят крест. Может быть, законопроекты просто надо грамотно распределить во времени. Может быть, надо тщательно прописать проект, чтобы он работал эффективнее – потом, когда Госдума примет его на новом витке охранительной мобилизации.