Бизнес зовут в небо

Ростовское облправительство будет искать инвесторов для малой авиации. Оно готово субсидировать ставки по кредитам и давать налоговые льготы, но бизнесу нужны прямые субсидии

На межрегиональных рейсах в области должно перевозиться ежегодно не менее 20000 человек и не менее 3000 т грузов, говорится в «Концепции развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 г.», сегодня ее должно утвердить областное правительство. Согласно концепции (опубликована на сайте правительства), необходимо создать сеть аэропортов местных линий, предпочтительно в тех местах, где сохранились аэродромы, которые могут быть реконструированы с минимальными затратами, – это аэродромы в Волгодонске, Сальске, станице Вешенской, Миллерово, Белой Калитве и Ремонтном. Для управления ими надо создать компанию с участием частного капитала.

Сейчас в области два гражданских аэродрома, аэродром в Белой Калитве авиакомпания «Белая Калитва» использует для сельхозавиации, полеты гражданской авиации на нем, а также в Вешенской и Волгодонске прекратились еще в начале 90-х, говорится в концепции.

Одним из главных препятствий для развития малой авиации является нехватка судов 4-го класса (массой до 10 т), поэтому целесообразно создать региональную авиакомпанию, также с привлечением частных инвестиций, сказано в концепции. Оптимально для нее будет закупить турбовинтовые самолеты Л-410 (выпускаются чешской компанией Let, имеют 19 кресел), на первом этапе – 3–5 штук. Летать самолеты будут между населенными пунктами области и соседних регионов.

Пресс-секретарь минтранса Инна Бабаян пояснила, что в первую очередь планируется реконструировать аэродромы в Волгодонске, Вешенской и Белой Калитве, но эта работа начнется после ввода в эксплуатацию аэропорта «Южный» (в 2017 г.), до этого планируется найти инвестора и определить маршрутную сеть. Она добавляет, что областные власти могут обеспечить аэродромы дорожной и инженерной инфраструктурой, субсидировать ставки по кредитам на реализацию проекта и снизить для инвестора налог на имущество.

Согласно концепции, аэродром в Белой Калитве будет реконструирован для гражданской авиации уже в 2013–2015 гг. Директор аэропорта Белая Калитва Олег Гаркуша подтвердил, что его компания планирует заняться пассажирскими перевозками (50–70 человек в день). Реконструировать аэропорт будет инвестор, добавляет он, но объем инвестиций и планируемые направления не называет. «Но малая авиация должна получать прямые дотации от государства на закупку самолетов и на сами перевозки», – говорит Гаркуша.

«Во всем мире малая авиация – дотируемая отрасль, без этого региональная авиакомпания не будет окупаемой», – согласен Марк Шульман, гендиректор компании «Доступное небо» (с аэродрома в станице Ольгинской организует прогулки на малых вертолетах).

«Авиакомпания ТАНТК планирует кроме Москвы летать также в Краснодар и Волгоград», – говорит директор компании Михаил Гончаров. Он добавляет, что авиаперевозки внутри области не будут востребованы, перспективно развивать сообщение с отдаленными городами, которые сейчас доступны только с пересадкой в Москве.