Регулирование: У властей и «Почты России» стратегические разногласия

Закон о почтовой связи пишется для всей отрасли, но «Почта России» остается ее основным игроком. Потому ее модель развития – весомая часть отраслевой стратегии – вызывает споры

Александр Киселев: Поручение о разработке стратегии развития «Почты России» давалось еще в 2009 г., если я не ошибаюсь. Активное участие в работе над подготовкой стратегии принимала Boston Consulting Group. В соответствии со сроками, которые нам указывались, мы подавали эти материалы через Россвязь, через Минкомсвязи в правительство. Проходило определенное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В первую очередь с такими, как Минэкономразвития, Росимущество.

На сегодняшний день стратегия не выносилась на рассмотрение правительства, документ еще находится в Минкомсвязи, и пока продолжается процесс межведомственного взаимодействия.

Как закон повлияет на эту стратегию. Мы разговаривали с [министром связи] Николаем Анатольевичем Никифоровым несколько раз относительно этого закона. Насколько я понимаю, позиция министра такая: идеальных законопроектов на этапе подготовки к внесению в Федеральное собрание, наверное, не бывает (основная истина появляется на этапе между первым и вторым чтениями) и до второго чтения будет возможность всему сообществу – и почтовому, и экспертному, и просто тем, кто воспринимает почту как крайне важную социальную функцию, – внести свой вклад в этот закон.

В результате вот такой коллективной мудрости закон должен стать нормальным, прогрессивным, обеспечивал бы в первую очередь интересы потребителей – и граждан, и бизнеса, и власти; давал бы возможности стабильного развития для национального уполномоченного оператора (на сегодняшний день это ФГУП «Почта России») и сделал бы счастливым существование тех 500 лицензированных операторов.

Денис Свердлов: Позиция министерства заключается в том, что стратегия, которая подготовлена, не релевантна проблемам и задачам, которые стоят сегодня перед «Почтой России». Она хорошая, у нас нет к ней вопросов, но наше мнение, что та модель стратегии, которая описана, задач и проблем, которые есть сегодня у ФГУП «Почта России», не решит. Там требуются гораздо более смелые решения.

Филипп Стеркин: Денис Львович, у меня в связи с выступлением Александра Николаевича [Киселева] и вашим ответом есть вопрос. В министерстве есть или идет разработка стратегии развития отрасли почтовой связи, синхронизированной с новым законодательством?

Д.С.: Есть два отдельных вопроса – стратегия развития отрасли почтовой связи и стратегия развития «Почты России».

Что касается стратегии развития отрасли связи, то она у нас обозначена в некоторых цифрах – какой она должна стать. Она направлена на развитие конкуренции и качества услуг. Собственно закон, который сегодня подготовлен, он и есть продолжение стратегии развития отрасли. То, что мы хотели заложить в развитие отрасли, сегодня отражено и в законе. Мы как госрегулятор должны создать условия для развития рынка, у нас есть некоторое видение, каким рынок должен стать в будущем, мы создаем в федеральном законе соответствующие конструкции.

Стратегия развития ФГУП «Почта России» как организации, которая подведомственна Минкомсвязи через Россвязь и является хозяйствующим субъектом, – это другой вопрос. Мы действительно его сегодня плотно обсуждаем, стратегия готовилась давно. Но я еще раз хочу повторить, что на сегодняшний день проблемы, которые мы имеем с этим предприятием, и предложения, которые описаны в стратегии, на наш взгляд, они не релевантны. Даже если исходить из того, что мы выполним все пункты, которые сегодня описаны в стратегии, проблем ФГУП «Почта России» это не решит.

Мы этих цифр не говорим, но я вынужден сказать, чтобы мы все понимали ситуацию одинаково. Александр говорил о финансовых показателях почты. Действительно, выручка растет, действительно, есть там прибыль, хотя операционная прибыль отрицательная, то есть именно в операционной прибыли есть довольно большой убыток, и прибыль возникает в результате субсидий и ряда других вещей.

Действительно, почтовое отделение сегодня решает социальную функцию, и государство должно в этом смысле определиться с необходимостью этой функции и принять решение, каким образом, за счет чего она выполняется. Именно этот вопрос мы сегодня ставим перед правительством.

Чтобы его решить, мы должны увеличить фонд оплаты труда минимум в два раза. А для того чтобы это сделать, надо выручку «Почты России» увеличить более чем в два раза, из 130 млрд руб. сделать 300 млрд. Но на высококонкурентном рынке это очень агрессивная стратегия.