Практика: Бизнесу не все-равно, что будет дальше


«Базовый элемент»

Промышленная группа.. Владелец – Олег Дерипаска. Выручка (2011 г.) – 845,2 млрд руб. Объединяет около 100 компаний в различных отраслях. Портфель активов включает доли в UC Rusal, «Евросибэнерго», группе ГАЗ, «Авиакоре», «Главмосстрое», «Ингосстрахе» и др.

Времена, когда для того, чтобы реализоваться в жизни, человеку нужно было родиться в счастливом месте и в счастливый час, давно прошли. В современном обществе с его высокой мобильностью, в том числе трудовой, развитием интернета и других технологий успеха может добиться каждый – было бы желание. Сегодня существует множество механизмов – социальных лифтов, которые позволяют талантливому, активному человеку, обладающему позитивными жизненными установками, «выбиться в люди», заработать денег, занять высокий пост на производстве, государственной службе или в науке. При этом часть таких механизмов формируется частным бизнесом.

Зачем частному бизнесу это нужно? Просто потому, что мы несем ответственность за то, что происходит в России, и должны помогать, на наш взгляд, здравым и правильным процессам. Нами также движет и чисто практическая мотивация – нам небезразлично, кто у нас будет работать и руководить нашими предприятиями завтра. Ведь от того, насколько эффективно работают социальные лифты, зависит качество нашего трудового ресурса.

Какие лифты должны создаваться в России? Прежде всего это лифты карьерные – предоставление человеку возможностей роста в соответствии с его способностями и образованием. В группе «Базовый элемент», которая работает в 23 странах мира и в 80 городах России, созданы все условия, чтобы сотрудники росли профессионально и продвигались по ступеням карьерной лестницы: применение своим талантам здесь находят работники более 5000 специальностей, действует 25 000 топовых управленческих должностей.

На всех предприятиях «Базового элемента» реализуется программа кадрового резерва, позволяющая закрыть имеющиеся вакансии высшего и среднего звена внутренними кандидатами. При этом мы рассматриваем эту программу не только в традиционном смысле подготовки преемников на более высокие позиции. У нее куда более широкая социальная роль – осмысленно работая с кадровым резервом, мы таким образом формируем определенный социум – широкий круг профессионалов, имеющих активную жизненную позицию и схожие ценности и понимающих, к чему нужно стремиться.

Второй лифт, который обязательно должен действовать в нашей стране – это создание равных возможностей в получении хорошего базового образования. Причем в XXI веке с его стремительно развивающимися методиками онлайн-обучения повсеместное повышение качества образования становится вполне выполнимой задачей. Примером нашего вклада в создание этого лифта является проект «Школа нового поколения», который реализуется при поддержке благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». Начинался этот проект с раздачи компьютеров школам. Оказалось, этого недостаточно – для школьников требовался обучающий контент. И тогда мы передали в школы, участвующие в проекте, методологию формирования интерактивных мультимедийных курсов, по которой мы обучали своих сотрудников. Результат превзошел наши ожидания – ребята стали с увлечением учиться, а педагогам, у которых снизились трудозатраты на проверку домашних заданий, стало интересно работать – у них высвободилось время для формирования мировоззрения ребенка, его воспитания, совместной реализации творческих проектов.

Третий лифт – это лифт общественный. Речь здесь идет как о повышении качества жизни в российских регионах в целом, так и о создании среды, которая способствует раскрытию способностей и стимулирует мотивацию каждого конкретного человека на достижение личного успеха. И бизнес здесь может сделать многое.

Более года назад в Пикалево, где работает одно из наших предприятий, мы запустили проект, нацеленный на развитие экономики моногорода и вовлечение местного сообщества в решение этой задачи. Нам удалось убедить пикалевцев, что ответственность за качество жизни в их городе лежит на них самих и, если сами жители не проявят свою волю, энергию, никто извне не сможет сделать для них город их мечты. Сегодня в проекте «Новое Пикалево» участвует более 2000 горожан, образовались инициативные группы, которые курируют разные стороны жизни города. Город преображается на глазах: становится красивым, живым, комфортным.

Бизнес создает немало социальных лифтов для своих сотрудников, а также населения регионов своего присутствия. Но чтобы эти лифты действовали, необходима заинтересованность не только «лифтера», которым в данном случае выступает частный бизнес, но и его «пассажиров». Поэтому лично мне ближе концепция лестницы. Если ты не приложишь собственных усилий, то вряд ли окажешься наверху. Ступени у лестницы есть – важно сделать первый шаг.