Россия в песках

Показанный на Авиньонском фестивале спектакль документальной группы Rimini Protokoll «Бизнес-ангелы из Лагоса» прикидывается бизнес-презентацией Нигерии. Но можно увидеть в нем и Россию
Нигерийский пастор рассказывает зрителям, как нажиться на прихожанах/ Christophe Raynaud de Lage/ Festival d'Avignon

Мода на российский театр в Авиньоне, пиком которой стали два «русских сезона» в середине 90-х, давно прошла. Нынешние руководители фестиваля Венсан Бодрийе и Ортанс Аршамбо, прежде чем уступить пост новому директору Оливье Пи, решили напоследок обратить свой взгляд вовсе не на восток, а на юг, в сторону Черного континента. В Авиньон приехало несколько африканских трупп, но, пожалуй, самая интересная часть программы – те театральные проекты, где европейцы, разъехавшись кто в Конго, кто в Руанду, кто в Нигерию, смотрят на африканскую экзотику со стороны. Этакие Дэвиды Ливингстоны от театра.

«Бизнес-ангелы из Лагоса» дают всестороннее представление о том, как зарабатываются деньги в одной из самых стремительно развивающихся африканских стран. Это лукавая бизнес-презентация. Уже перед входом зрителей поделят на группки и поведут от стенда к стенду, уговаривая вложить деньги то в производство обуви, то в недвижимость, то в экспорт экзотических рыбок и попугайчиков. Нигерийские бизнесмены покажут слайды, фотографии, видеоклипы, продемонстрируют графики и готовые образцы продукции, а по окончании презентации выдадут визитки: захотите поддержать рублем – звоните, пишите.

Во время путешествия по театру, превращенному в выставочный павильон, не будут забыты и знаменитые нигерийские спамеры, благодаря которым мы то и дело узнаем, что только что унаследовали очередное многомиллионное состояние. Как не стать жертвой африканских плутов, зрителям расскажет немка Фрида Шпрингер-Бек. Ее саму обвели вокруг пальца еще в 1993 г., когда интернет находился в зачаточном состоянии, а письмо о том, что ей нужно явиться в нигерийский банк за 22 миллионами долларов, заработанными ее покойным мужем, она получила еще в бумажном виде. Фрида потратила шесть лет на то, чтобы вырвать у мошенников отданные ею по доброй воле 300 тысяч долларов, и с тех пор работает в Комиссии по экономическим преступлениям, помогая другим жертвам изобретательных нигерийцев.

«Бизнес-ангелы из Лагоса» – это основательная и вместе с тем остроумная работа, сделанная Хельгардом Хаугом, Штефаном Кэги и Даниэлем Ветцелем, у которых что ни спектакль – то новый флажок на мировой карте. Зрители Авиньонского фестиваля отлично помнят документальные постановки этой группы о трудной работе болгарских дальнобойщиков «Карго София – Авиньон». Объектом театрального исследования становились то швейцарская, то бразильская, то индийская экономика. Как заработать себе на хлеб в России, швейцарцы, правда, рассказать еще не успели, но русскому человеку, попавшему на спектакль «Бизнес-ангелы из Лагоса», порой может показаться, что он поставлен вовсе не о Нигерии, а о России.

В первую очередь, конечно, вспоминается известная шутка основателя Google Сергея Брина о том, что Россия – это «Нигерия в снегах». Сравнивая экономические показатели двух стран, надо признать, что доля шутки в этом клеветническом заявлении не так уж велика: примерно одинаковое население, примерно одинаковая смертность, примерно одинаковая пропасть между богатыми и бедными, примерно одинаковый уровень коррупции, примерно одинаковая зависимость от сырьевых ресурсов. По уровню ВВП, правда, нигерийцы нас пока еще не догнали, но к 2050 году, как утверждает Goldman Sachs, экономика этой страны выйдет на 10-е или 11-е место в мире.

«I am a millionaire, I am a happy millionaire», – будут петь счастливые чернокожие бизнесмены, попутно рассказывая о том, до чего же хороша жизнь на нигерийских просторах. Но когда зрители дойдут до харизматичного чернокожего пастора Виктора Эриаби, который неплохо наживается на своих прихожанах (церковный бизнес – важная часть экономики страны), он вдруг скажет: «Вот мы тут все поем, что миллионеры. Но миллионерами нас можно считать только потому, что у нас богатейшая страна, владеющая огромными залежами нефти. Но миллионы эти из-за свирепой коррупции всегда достаются кому-то другому». Именно в этот момент российскому зрителю начинает казаться, что африканский пастор говорит вовсе не о Нигерии и на самом деле театр Rimini Protokoll поставил спектакль о России в песках.