Бизнес вместо полиции

Государство перекладывает ответственность за антитеррористическую безопасность на бизнес. Дороже всего это может обойтись авиакомпаниям
Е. Разумный для Ведомостей

В среду президент подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <...> по вопросам антитеррористической защищенности объектов». Он устанавливает, что за антитеррористическую безопасность в местах общественного пользования, где концентрируется более 50 человек, отвечают «субъекты предпринимательской деятельности», ведущие там бизнес, - физические и юридические лица. Им вменяется в обязанность «выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты». Причем отвечать они теперь будут по Уголовному кодексу.

Представитель «Аэрофлота» затруднился прокомментировать все эти цифры, но согласен, что такая доработка самолетов «не из дешевых». Оборудовать самолет системой видеонаблюдения и вывести сигнал на землю совсем не то, что поставить камеру в магазине.

Закон касается всех мест общественного пользования, но дороже всего он может обойтись транспортным компаниям - прежде всего авиационным, считает топ-менеджер одного из крупнейших перевозчиков. Согласно подзаконным актам, которые готовятся к документу (в частности, изменения должны быть внесены в приказ Минтранса № 40 от 8 февраля 2011 г.), необходимо организовать постоянное онлайн-видеонаблюдение на объектах (в том числе в самолетах), рассказывает он. Такое требование есть, подтверждает председатель подкомитета по воздушному транспорту Госдумы Андрей Андреев.

Установка оборудования для онлайн-трансляции будет стоить $1 млн на самолет плюс надо будет оплачивать видеотрафик, говорит топ-менеджер одного из крупнейших перевозчиков. Сотрудник центра техподдержки одной из крупнейших авиакомпаний оценивает стоимость переоборудования более оптимистично - примерно в $300 000 на самолет. Около $150 000 - провести на борт интернет и примерно $30 000 стоит каждая видеокамера, которых надо не меньше пяти на борт. Но обеспечение постоянной видеотрансляции из самолета будет очень дорогим - многие авиакомпании именно поэтому отказались проводить интернет в самолеты.

Могут возникнуть проблемы и с собственниками самолетов - лизинговыми компаниями. Они не очень охотно соглашаются на конструктивные доработки лайнеров, говорит собеседник «Ведомостей».

Если отталкиваться от оптимистичных оценок, переоборудование всех самолетов может обойтись «Аэрофлоту» в $40 млн (134 самолета по $300 000), а это 25% чистой прибыли перевозчика за 2012 г.

И это еще не все. Информацию с камер видеонаблюдения, установленных в самолетах, должны будут контролировать собственные службы безопасности авиакомпаний и аэропортов, а также ЧОПы. Для этого нужно будет привлечь дополнительный штат сотрудников, что тоже несет дополнительные затраты, говорит собеседник в крупной авиакомпании.

По данным топ-менеджера одной из крупнейших авиакомпаний, сейчас по поручению силовых структур и Минтранса проводятся научно-исследовательские работы, которые должны дать точную стоимость нововведений и сроки, когда они должны быть реализованы. Представитель Минтранса затруднился вчера прокомментировать новые требования. С представителями МВД и ФСБ связаться не удалось. «Мы живем в мире глобальных угроз, и с ними нужно бороться, это недешево», - говорит Андреев.

«Сложно представить, каким образом юридические и физические лица будут выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты», - недоумевает заместитель гендиректора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров. «Пока комментировать то, как этот закон повлияет на безопасность на транспорте, сложно», - говорит председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев. Обязанность контролировать безопасность уже вменяется авиапредприятиям по закону о транспортной безопасности, напоминает он.

Антитеррористическое законодательство на транспорте начали ужесточать после теракта в «Домодедово» 24 января 2011 г. Тогда «разбор полетов» в аэропорту выполнила Генпрокуратура. Но наказать менеджмент она не смогла - его ответственность ограничивалась «чистой зоной».

«Почти сразу нам вменили в обязанность следить за безопасностью по всему периметру и за пределами помещения, но вот досматривать пассажиров мы де-юре до сих пор не можем, - жалуется Ванцев. - Граждане вправе отказаться от этого досмотра. Теперь ЧОПам разрешат досматривать пассажиров. Так что нововведения несут не только обязанности, но и полномочия. Хотя сама идея, что за безопасность граждан на объектах отвечают частники, а не силовые структуры, странная», - заключает Ванцев.