Ньюсмейкер Навальный догнал Собянина

Упоминаемость Алексея Навального в СМИ достигла показателей Сергея Собянина, но негативных сообщений об оппозиционере на порядок больше
А.Махонин/ Ведомости

Пул федеральных СМИ (федеральные газеты, журналы, информагентства, радиостанции и телеканалы) обращает на кандидата в мэры Москвы от оппозиции Алексея Навального практически столько же внимания, сколько и на кандидата власти, врио мэра Сергея Собянина, подсчитала компания «Медиалогия», проанализировав по просьбе «Ведомостей» массив сообщений за последние три месяца. За это время Собянин был упомянут СМИ этого пула 37 369 раз (а если считать с недели, на которой он заявил о досрочном сложении полномочий, - 32 989 раз). О Навальном за три месяца СМИ сообщали 33 793 раза (а со старта кампании - 31 692 раза).

Иная картина в эфире федеральных провластных и государственных телеканалов («Первый», «Россия 1», «Россия 24», ТВЦ и НТВ): Собянин попадает на телеэкраны почти в 5 раз чаще, чем Навальный: 1028 упоминаний Собянина и 221 - Навального (с момента старта избирательной кампании - соответственно 897 и 191).

При этом процент положительных сообщений о Собянине ниже, чем у Навального: по пулу всех СМИ о врио мэра за все три исследуемых месяца было 10% таких сообщений, а о Навальном - 10,2%, а в телеэфире 10,6% - у Собянина и 18% - у Навального. В период после объявления выборов расклад несколько изменился: по выборке пула всех федеральных СМИ сообщений с упоминанием Собянина в положительном контексте было 10,8% от общего их числа, с упоминанием Навального - 10,5%, но по выборке федеральных телеканалов перевес позитива в пользу Навального сохранился - 11 и 19,4% соответственно. На результат Навального могла повлиять положительная для него коннотация факта освобождения из сизо спустя сутки после оглашения пятилетнего приговора по делу «Кировлеса»: как пояснили «Ведомостям» в «Медиалогии», при характеристике сообщений как положительных или негативных во внимание принимается не только тональность сообщения, но и то, какое событие - негативное или позитивное для самого героя - описывается в этом сообщении.

Зато по доле негативных сообщений Навальный заметно опережает Собянина, о котором федеральные СМИ создали всего 2,55% негативных сообщений за все время исследования и 2,73% - после объявления выборов, а в телеэфире за все время не появилось ни одного негативного упоминания врио мэра. Зато о Навальном в выборке по всем СМИ негативным было каждое пятое сообщение (22,7% за все время и 21,7% после объявления выборов), а в телеэфире - каждое третье (33% - за все время, 36,1% - после объявления о выборах).

Остальные претенденты на пост мэра Москвы упоминаются в СМИ заметно реже: в целом в масс-медиа 6757 раз (в телеэфире - 76 раз) - кандидат от «Яблока» Сергей Митрохин, 5546 раз (ТВ - 92 раза) - коммунист Иван Мельников, 3723 раза (ТВ - 38 раз) - Михаил Дегтярев из ЛДПР и 3428 раз (ТВ - 46 раз) - эсер Николай Левичев. При этом негативных сообщений обо всех этих кандидатах в телеэфире не было вообще, за исключением Митрохина, в середине июня о нем вышло четыре таких упоминания.

Просто смотря телевизор, нельзя сказать, что Собянин и Навальный присутствуют там практически в равных долях, удивляется декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики, телекритик Анна Качкаева: Навального на федеральном ТВ практически нет, зато Собянина можно увидеть даже в выпуске КВН. Другие же кандидаты не упоминаются даже «через запятую», общий контекст выборов в телеэфире отсутствует, отмечает Качкаева. Акцент в подаче Собянина делается не на нем как кандидате или на его программе, а о том, что он делает как врио мэра, - так показывали и Юрия Лужкова, но он был харизматичным, «пробивающим экран» мэром, Собянин же менее эмоциональный, холодноватый, рассуждает Качкаева.

Впервые за многие годы видим биполярную модель выборов в Москве: голосуют за Собянина или за Навального, причем власть сама сделала многое для раскрутки последнего, некоторые воспринимают его и как альтернативу Владимиру Путину. Это уже реальная публичная политика, а не пиар, констатирует эксперт.