Выгодные детки

Новое громкое дело начала расследовать американская Комиссии по биржам и ценным бумагам: JPMorgan подозревают в слишком выгодном для компании найме детей высокопоставленных китайских чиновников
Bloomberg

С 1980-х гг. министерство юстиции США не раз предупреждало компании о том, что не надо нанимать людей, трудоустройство которых выглядит как попытка добиться расположения местных властей. Обычно SEC начинает расследование, когда возникает подозрение, что родственники чиновников получили место в компании, но при этом реально там не работают. Это хороший способ тайно переводить наличность иностранным должностным лицам. Но в JPMorgan дети китайских высокопоставленных должностных лиц действительно были наняты на работу. И тем не менее SEC начала расследование, сообщил источник в банке, знакомый с ситуацией.

Подозрительный мотив

Похоже, американское правительство теперь отслеживает даже те случаи, когда получение работы даже чисто гипотетически может быть наградой за оказанные чиновником услуги и за его помощь в принятии выгодного для компании решения. Один американский чиновник в связи с этим заявил, что правительство не обязано подтверждать факт того, что наем конкретного работника был выгоден компании. Достаточно того, что этот мотив мог присутствовать.

Эту точку зрения поддерживают не все. Лео Каннингам, партнер юридической фирмы Wilson Sonsini Goodrich & Rosati, который защищает интересы компаний в делах по нарушению закона о коррупции за рубежом (FCPA), говорит, что «правительству бывает ужасно трудно добыть доказательства виновности компании». Ведь в самом факте приема на работу родственников известных государственных деятелей нет ничего криминального. Это распространенная практика. Так, Гамаль Мубарак, сын бывшего президента Египта, в начале своей карьеры работал в компании - предшественнице Bank of America. Джеб Буш и Джордж Уоркер, брат и кузен президента Джорджа Буша, работали в Lehman Brothers. А Челси Клинтон является директором в IAC/InterActive, интернет-холдинге медиамагната Барри Диллера. Ранее она работала в хедж-фонде Avenue Capital.

Доказать невиновность

Компания может легко избежать обвинения в подкупе чиновников, если докажет, что у нее действительно была незаполненная вакансия, родственник государственного деятеля подходил по квалификации к этой позиции и после выхода на работу он хорошо справлялся со своими обязанностями, говорят юристы.

«Работодатели должны понимать, что для SEC и министерства юстиции «материальные ценности» - очень широкое понятие», - поясняет Дэниел О'Коннор, партнер юридической компании Ropes & Gray LLP. Юрист считает, что правительству не стоит преследовать компании, которые нанимают работников вполне законно и с пользой для бизнеса.

В случае с Tyson Foods министерство юстиции заинтересовалось тем, что крупнейшая в мире компания по производству мяса птицы внесла в свои платежные документы жен чиновников из правительства Мексики, ответственных за обеспечение безопасности пищевых продуктов и, в частности, за сертификацию продукции Tyson Foods, идущей на экспорт. Женщины никакой работы для Tyson Foods не выполняли.

А автомобильный концерн Daimler обвинили в том, что он перечислял деньги жене китайского чиновника по липовому контракту о предоставлении консалтинговых услуг. Чиновник в обмен помогал продавать автомобили концерна китайскому правительству.

Правительство США привлекло к ответственности и Siemens. Компания наняла в Бангладеш сразу двух родственников высокопоставленных лиц: дочь государственного деятеля, ответственного за регулирование деятельности телекоммуникационной отрасли, и племянника должностного лица из министерства по телекоммуникациям страны. За это Siemens получила контракт в интересовавшем ее проекте. Компания урегулировала конфликт в 2008 г., обязавшись выплатить SEC и американскому министерству юстиции $800 млн (самая крупная сумма штрафа со времен вступления в силу закона FCPA).

Все три компании, Tyson Foods, Daimler и Siemens, признались в своих грехах во время разбирательства в министерстве юстиции. И все три компании не признались, но и не опровергли свою вину во время расследования SEC.

Компания NCR, производитель оборудования ATM (сетевая высокопроизводительная технология коммутации), тоже столкнулась с обвинениями. Анонимный информатор сообщил, что в 2004 г. NCR наняла в Омане сестру чиновника, работавшего в государственной телекоммуникационной компании. Примерно в это же время госкомпания заключила с подразделением NCR в Омане контракт на сумму в $17,3 млн.

Чиновник Али Абдуламир Абдувани, ныне частный консультант, заявил в интервью, что трудоустройство его сестры никоим образом не было связано с подписанием контракта. Тем не менее SEC и министерство юстиции ведут сейчас расследование. NCR говорит, что всячески помогает следствию и уже провела свое внутреннее расследование.

Связать два факта

Райн Макконнелл, бывший федеральный прокурор, который неоднократно участвовал в разбирательствах по поводу нарушения закона FCPA, рассказывает, что SEC часто ищет документы, указывающие на два факта: решение о найме было принято на условиях «услуга за услугу» или же последствием трудоустройства стало получение компанией каких-либо незаконных льгот. Такие документы могут подтвердить коррупционный мотив найма.

«Я бы выяснил, какие привилегии получила компания в тот момент, когда наняла родственников влиятельных людей. К примеру, какие контракты были подписаны и какие транши были выделены сразу после принятия решения о найме», - объясняет схему Макконнелл, ныне партнер юридической фирмы McConnell Sovany LLP. «Как только я получал информацию о предоставленных льготах, я сразу пытался установить связь между льготой и фактом найма», - заключает он.